Загрузка страницы...

Форсаж 5: Быстрая пятерка

КиноМузыка online | 11.06.2011 | Рубрика: CD обзор | Комментарии

Форсаж 5: Быстрая пятерка

Композитор: Брайан Тайлер

Лейбл: Varese Sarabande

Брайана Тайлера из-за дерзости и напора сравнивают с младотурками. Тайлер выглядит как кинозвезда и способен вписать в любую оркестровую композицию поп-роковые ритмы, а потому имеет двойную стартовую фору перед заслуженными седеющими композиторами там, где речь идет о больших проектах в жанре молодежного экшна. Но как бы ни ворчало старшее поколение, глядя вслед молодому сопернику в голливудской гонке популярности, факт остается фактом: Брайан Тайлер – композитор что надо. В его мелодичной тематической музыке слышится одержимость парня, чья юность пришлась на время расцвета летних мультиплексов. Талант Тайлера раскрылся в интеллектуальных саундтреках к независимым фильмам «Шестиструнный самурай» и «Бабба Хо-Теп» и проявился со всей отчетливостью в затейливой, но забавной музыке к «Драконьему жемчугу», «Неудержимым» и фильму «На крючке» (впрочем, есть в послужном списке Тайлера и консервативные олдскульные работы в фильмах «Окончательный монтаж» и «Триумф»). Если вам случалось заглянуть в кинозал, набитый подростками, и услышать набор струнных, ударных и сэмплов, неустанно и ритмично бьющих по голове (достойное сопровождение для драки в стиле Рэмбо), то не исключено, что вы знакомы с творчеством Брайана Тайлера. В новом фильме «Форсаж 5: Быстрая пятерка» Тайлер выдает щекочущее нервы звучание и по праву заслуживает шампанского на финише.

Сам фильм — пожалуй, лучшее, чего можно ожидать от сиквела с таким порядковым номером, не говоря уже о том, что это заявка на звание лучшего фильма всей франшизы. Для Тайлера, сменившего за рулем «Форсажа» Брайана Трэнсо и Дэвида Арнольда, это уже третий заезд в рамках проекта. Тайлер отнюдь не был новичком на трассе, когда влился в проект на этапе «Токийского дрифта», и к тому же имел опыт работы с режиссером «Дрифта» Джастином Лином: Тайлер ранее написал музыку к «Поединку» Лина. Результатом сотрудничества Лина и Тайлера стало не только создание запоминающегося фильма, вытянувшего сагу о «Форсаже» из болота съемок прямиком-на-видео, но и мгновенный взлет Тайлера к высотам большой киномузыки. Позже Тайлер закрепит успех, создав музыку к неистовым ориентальным боевикам («Война» и «Рэмбо 4»), щекочущей нервы фантастике («Пункт назначения 4», «Чужие против Хищника: Реквием» и «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес»). Все эти мега-проекты, впрочем, не помешали Тайлеру делать несколько стильных, глубоко впечатляющих работ для картин «Посредники», «Columbus Circle» и «Эффект Лазаря».

Если раньше от музыки Тайлера у некоторых захватывало дух, то «Форсаж 5: Быстрая пятерка» сравним по эффекту с мертвой зоной гималайского высокогорья с ее разреженным воздухом. Впечатление от работы Тайлера усиливается еще и тем, что все, кроме музыки, в фильме хорошо знакомо зрителю, создатели выжимают до капли все свои ранние наработки. В пятом фильме мы встречаем все тех же персонажей-гонщиков, которые знают, что они затеяли опасную игру и им нужно быть быстрее всех, если они хотят выжить. В результате получился фильм для фанатов, в котором развязываются все узелки, завязанные в предыдущих частях, и предусмотрительно встраивается задел для продолжения. «Форсаж 5: Быстрая пятерка» хорош практически во всех отношениях, но все же можно выделить саундтрек. На этот раз Тайлеру приходится не только озвучивать полюбившиеся всем гонки, но и осваивать новую территорию – писать музыку для криминального боевика с дерзким ограблением.

К счастью, Тайлер решил не изобретать велосипед, а просто добавить энергии к привычному звучанию «Форсажа». Большая часть действия фильма происходит в Бразилии, однако в этой части намного меньше «этнического» звучания, чем в «Токийском дрифте», где Тайлер активно использовал японские ударные инструменты. В пронзительных гитарных рифах композиций «Christo Redentor» и «Paradise» отчетливо слышны латинские мотивы, но композитор не эксплуатирует латинскую музыку, а лишь изредка использует ее, чтобы создать настроение. Это очень мудрое музыкальное решение. Переборщи Тайлер с этнической музыкой, и фильм мог бы стать очередной репликой работы Джона Пауэлла в «Ограблении по-итальянски», а таких реплик уже было не меньше миллиона. Тайлер использует старые инструменты, чтобы создать новую жизнеспособную музыку. Он перерабатывает «бразильское» звучание почти до неузнаваемости и получает агрессивную индустриальную перкуссию (композиция «Surveillance Montage»), пульсирующий ритм и металлический скрежет разбитой машины в композиции «Convergence» и смелое пародийное танго («Cheeky bits»). В зачине этих композиций отчетливо слышны саранги, сурдо, беримбау, а в основной части на первый план выступают жесткие ударные. Некоторые композиции напоминают смесь бразильского танца и корриды, а сам Тайлер похож на тореадора, танцующего перед огромным железным быком.

В музыке Тайлера всегда были сила и энтузиазм юности, и «Форсаж 5: Быстрая пятерка», полный металла, горячей молодой плоти и игры бицепсов, не стал исключением. Музыка в «Форсаже» часто напоминает слишком бурную вечеринку. Ультрасовременный электронный звук в «Remote Control Intel», своеобразный вокал в «Tapping In», динамичный ритм хип-хопа в «What Time Do They Open?» — та самая музыка, под которую могли бы оттянуться жарким летним вечером подростки на импровизированном асфальтовом танцполе. Тайлер выбирает такое музыкальное решение еще и потому, что хочет сделать сопровождение к криминальным сценам непохожим на традиционные темы ограбления, многократно звучавшие в «Друзьях Оушена» и в «Афере». Подготовка большого ограбления должна, по замыслу Тайлера, звучать свежо, весело и ни в коем случае не в стиле ретро, ведь и сама «банда» необычна – это не преступники, а команда гонщиков, которым нравится время от времени собраться и надрать всем задницы. Тайлер воспринимает героев «Форсажа» именно как команду, стремящуюся побить другую команду, отсюда и несколько пафосное звучание в композиции, сопровождающей появление агента Хоббса («Hobbs Arrives»), и необычное решение для ударных, имитирующих звуки драки, в композиции «Dom Vs. Hobbs». Саундтрек к новому «Форсажу» — по-настоящему стильная и убедительная музыка. Тайлеру удалось показать подлинные смелость и удаль, а не просто браваду.

Но прежде всего «Форсаж» доказал, что у Тайлера гениально получается музыка погони. Очевидно, что в свое время Тайлера очень впечатлила композиция Джеймса Хорнера «Bishop’s Countdown» (и другие композиции из «Чужих», тоже основанные на мощном крещендо). Но если музыка Хорнера отличается определенным изяществом и сравнима с элегантным авто, мчащимся на бешеной скорости, то Тайлер больше напоминает дерзкого скейтбордиста. В «Форсаже 5: Быстрая пятерка» есть как минимум две потрясающих полноценных сцены погони – эпизод с поездом и сцена похищения сейфа из здания полицейского управления («Train Heist» и «The Vault Heist»), не говоря уже о многих других небольших динамичных эпизодах («Bus Busting», «Enemy of my Enemy»). Тайлеру пришлось как следует потрудиться, чтобы придать своей музыке реактивное ускорение и оригинальность: он берет тему, постепенно наращивает звучание, задействуя полный оркестр и множество электронных сэмплов, каждый из которых звучит интенсивнее и напряженнее предыдущего. Мы слышим очень много маленьких музыкальных взрывов, а в конце композиции обязательно следует мощный большой взрыв. Каждый раз Тайлер рискует получить просто агрессивный индустриальный шум, но у него достаточно опыта работы в олдскульном ключе, чтобы придумать для сцен погони эмоциональную мелодичную линию, да такую, что в момент пика эмоционального накала у зрителя буквально захватывает дух. Бешеная энергия Тайлера сметает все на своем пути и не щадит никого, оказывая в буквальном смысле физическое воздействие на зрителя. На предварительном показе я видел, как многие отстукивали ритм ногой и раскачивались в такт музыке Тайлера. И должен сказать, что подобное я наблюдал впервые. Тайлер не просто написал музыку для чертовски крутого фильма, но и зарядил ее энергией целого рок-концерта. Однако это не отупляющий хеви-метал, а оркестрово-электронная танцевальная феерия, специально придуманная для кино. Вряд ли создатели сиквела сами ожидали такого творческого озарения от композитора, уже писавшего для двух предыдущих фильмов. Если вы дочитали рецензию до конца, но у вас не возникло желания вдавить до отказа педаль газа и смотреть «Форсаж», то просто послушайте альбом. Тайлер готовит свои саундтреки с не меньшим фанатизмом, чем сочиняет, и альбом «Форсаж 5: Быстрая пятерка» удался на славу – 78 минут отличной взрывной музыки. Заводные, волнующие, полные риска и опасности треки из «Форсажа 5: Быстрая пятерка» еще раз подтверждают, что Брайан Тайлер – самый крутой гонщик в современном киномире.

Даниель Швейгер

Перевод Екатерина Юрьева




Теги: Брайан Тайлер Брайан Трэнсо Джеймс Хорнер Дэвид Арнольд