Загрузка страницы...

Беар МакКрири затеял революцию на телевидении

КиноМузыка online | 24.06.2011 | Рубрика: Композиторы в работе | Комментарии

Беар МакКрири затеял революцию на телевидении

Прямой репортаж с сессии записи музыки к телевизионному сериалу «Плащ».

В студии звукозаписи Newman Scoring Stage композитор Беар МакКрири и наш специальный корреспондентДэвид Райклен.

Мы обсуждаем предстоящую сессию в коридоре возле компьютерного зала в павильоне звукозаписи. Одновременно Беар с помощью помощников из своей команды присутствует еще в четырех местах. Параллельно пишутся ударные, соло, рок-музыка и электронная музыка для одного и того же эпизода. МакКрири сейчас будет дирижировать оркестром из 90 инструментов, собранным из лучших музыкантов Лос-Анджелеса. Сегодня четверг, а уже завра – в пятницу – Стив Каплан, помогающий Беару делать оркестровую сессию, успеет все свести.

КиноМузыка online: Вы записываете музыку для телесериала так, словно это полнометражный фильм. Многим такое кажется несбыточной мечтой.

Беар МакКрири:  Думаю, что запись живого оркестра может вернуться на телевидение. Я могу Вам об этом рассказать, но у продюсеров больше информации.

КМО:  Как Вы попали на этот проект?

Беар МакКрири:  Продюсеры обратились ко мне, потому что у меня есть опыт работы в сериалах «Звездный крейсер Галактика» и «Каприка», где музыке отводится очень важная роль. Поэтому мной интересуются люди, которым нужна музыка для подобных проектов. Первоначально продюсеры не задумывались о живом оркестре. Но на первой же встрече я предложил попробовать записать музыку, достойную фильма о супергерое, и они сказали: «Да, отличная мысль, давайте так и сделаем». Мы определили бюджет и выработали рекомендации для студии, чтобы в него вписаться. Продюсеры понимали, что с творческой точки зрения сериал с такой музыкой много выиграет, и с самого начала активно включились в процесс.

КМО:   Похоже, музыка очень обогащает сериал.

Беар МакКрири:  Именно это я все время повторяю продюсерам, с которыми работаю. Музыка позволяет значительно повысить художественную ценность всего сериала. Можно купить готовую лицензированную музыку из фильмотеки. Возможно, ее удастся удачно вписать в проект, но люди все равно знают разницу между типичным телевизионным звуком и качественной музыкой для полнометражки. Экономить на качестве музыки – самый легкий способ испортить весь сериал.

КМО:  Можно на что-то закрыть глаза, но нельзя заткнуть уши?

Беар МакКрири: Именно так. Если у вас есть хорошая картинка и убогий звук, люди автоматически сочтут фильм убогим.

КМО: Вы используете много инструментов нижнего регистра, например контрабас-кларнет.

Беар МакКрири: Продюсеры решили, что «Плащу» нужен внушительный звук, что музыка должна стать своего рода персонажем сериала. Мне никогда еще так не нравился окончательный сведенный вариант моей музыки к сериалу. Например, в начале пилотной серии был взрыв, просто сотрясавший весь павильон. На его фоне первая оркестровая композиция звучала слабовато, и я предложил увеличить уровень звука для оркестра, чтобы он был не менее внушительным, чем звук взрыва, и продюсеры пошли мне навстречу!

КМО: Герой «Плаща» — человек, но у него есть много сверхспособностей.

Беар МакКрири: Герой кажется значительнее, чем он есть, во многом благодаря музыке.

Беар уходит, ему нужно дирижировать. А я отправляюсь в просторный зал со сценой, стены которого обиты деревом. Здесь будет идти запись. Именно в этом зале Альфред Ньюман задал высокие стандарты золотого века кино. Инженеры и администратор студии настраивают 60 микрофонов, в основном фирмы Neumann. Музыканты занимают свои места. Проверяются мониторы.

В аппаратной комнате кипит жизнь: здесь собрались оркестраторы, инженеры, ассистенты режиссера, фотограф и видеограф, гости. Беар заглядывает туда, чтобы поздороваться со всеми.

Затем Беар поднимается на сцену и точно по расписанию – секунда в секунду – опускает руку. Оркестр звучит волшебно. Начинают с четырехминутной композиции, написанной для очень динамичной сцены, по ходу дела вносятся изменения в фактуру и оркестровку. МакКрири дает подробные указания, каждая композиция проигрывается по частям несколько раз, пока его не устроит исполнение.

В комнате для прослушивания собрались актеры, члены съемочной группы, родственники музыкантов. Видно, что и оркестр, и Беар производят на них сильное впечатление. Им интересно, что за музыка получится в итоге.

Композиции очень различаются по стилю: от мечтательного настроения свадебной мелодии до мрачного экшна, от струнного квартета до шумовых кластеров. Мощная, сложная и прекрасная музыка. Как для полнометражного фильма.

В первом перерыве всех ожидает небольшой сюрприз: член совета RMA Алекс Айлз вручает Беару МакКрири приз за выдающийся вклад в создание музыки для фильмов. Команда поздравляет Беара, и все снова возвращаются на рабочие места.

После записи мы продолжаем беседу.

КМО: Вы написали поразительно разнообразную музыку для этого проекта.

Беар МакКрири: Мне нравится относиться к каждому проекту как к возможности научиться лучше писать. И мне повезло, что здесь такая возможность мне предоставлена. В большинстве телесериалов требуется создать нужное музыкальное настроение и не отклоняться от него. И мне пока удавалось создать особое настроение для каждого из моих сериалов. Еще мне очень нравится открывать новое. Я стараюсь попробовать новые приемы в работе с оркестром и солистами, расширить свой творческий арсенал.

Возьмем «Звездный крейсер Галактика», мою первую работу на телевидении: там я очень осторожно использовал оркестр. Потом, когда писал для «Каприки» и особенно для «Живой мишени», попробовал много нового. И продолжаю теперь, работая над «Плащом», искать новые инструменты, свежее звучание.

Я подхожу к музыканту и говорю: «Покажи мне свой инструмент, покажи, как он работает». Потом еду домой, пишу новый эпизод и через неделю смотрю, что этот же музыкант делает с моей музыкой. Ни в одном университете нельзя узнать так много, это уникальная возможность научиться писать лучше.

КМО: Для телевидения это действительно уникальная практика.

Беар МакКрири: Да, и такой подход у меня не только к музыкантам, но и к сценаристу, актерам, продюсерам. Если наладить с ними контакт, они станут тебе доверять. Можно взять мои саундтреки к любому из сериалов и сравнить первые композиции с тем, что писалось ближе к завершению проекта. Всегда есть положительная динамика, потому что продюсеры начинают больше доверять мне, откликаться на мои просьбы. Наверное, все иначе, если пишешь для видеоигр или полнометражного кино и не работаешь постоянно с одними и теми же людьми. Когда у тебя есть аванс доверия и понимания, музыка для новой серии пишется быстрее и учиться бывает легче.

КМО: Я также заметил, что Вы не торопитесь, а стремитесь довести каждую композицию до совершенства.

Беар МакКрири: Да, я перфекционист, как и остальные члены моей команды. Мы одновременно записываем еще и альбом. Мне хочется, чтобы каждую композицию было приятно слушать дома, в хороших чувствительных наушниках. Может быть, мы успели бы записать на одну-две композиции больше, если бы не прерывались, но это, по-моему, не принесло бы никакого творческого удовлетворения.

КМО: Я знаю, что Вы также цените электронную музыку и признаете, что она обладает своеобразной красотой. Мне интересно, как у Вас идут дела с электроникой в этом проекте. Вы уже записали электронные треки?

Беар МакКрири: Существуют электронные слои, симфонические слои и соло. Сейчас, пока мы разговариваем, в другой студии пишутся ударные. Там рулят мои помощники. Иногда требуется так много сессий, что мы параллельно пишем в четырех-пяти студиях. Я дирижирую оркестром, где-то идет сессия ударных, пишутся электрогитары, Майк Валерио записывает партию бас-гитары. Еще бывают дополнительные отдельные сессии для соло, этнических деревянных духовых, иногда мы собираем трио или духовой квартет.

Нам приходится записывать все за один день. Я заканчиваю писать к среде, запись проходит в четверг, а в пятницу Стив садится за сведение, чтобы успеть к сроку. Так что команда дробится, здесь сейчас больше никого нет, и все это потому, что у нас все живые инструменты действительно живые. Если в сериале звучат малые барабаны, это означает, что ударник Горди действительно сыграл на малых барабанах. Если это соло на кларнете, значит, кто-то приехал в студию и исполнил соло на кларнете, то есть наши инструменты всегда акустические и живые.

Электронный слой у нас тоже очень интересный. Примерно 95 процентов моей электронной музыки пишется на заказ. У меня в команде есть человек, который создает электронные партии по моему описанию, с учетом всех моих технических пожеланий. Иногда я сам пишу электронику. Я всегда был пуристом в том смысле, что в моей музыке нет сэмплов из библиотек. Я не то чтобы считаю сэмплы злом, они полезны, и в телевизионной кухне для них есть место, но лично мне они не интересны.

Что мне интересно – так это создать с помощью электронных технологий такой звук, какой не может дать живой инструмент. В «Плаще» есть кое-что из этой области. В «Ходячих мертвецах» я использовал электронную фактуру гораздо интенсивнее, и она довольно удачно сочеталась с малым струнным оркестром.

КМО: Посоветуйте, пожалуйста, как «обработать» продюсера, убедить его записывать живую музыку, если бюджет не слишком велик.

Беар МакКрири: Когда есть договоренность о работе, и вы уже познакомились с продюсером или режиссером, важно не бояться поднять вопрос о живой музыке, занять твердую позицию и доходчиво объяснить, что имитация или моделирование живого симфонического звучания при помощи сэмплов даст совсем не такой результат, какой им нужен. Однажды я работал со студенческой киногруппой, которая пыталась примерить на свой фильм музыку из «Индианы Джонса: в поисках утраченного ковчега». Я сказал им: «Лучше я напишу музыку для ложек, скрипки и виолончели. Пусть у нас будет небольшое трио. Это лучше, чем пытаться имитировать то, что вы никогда не сможете себе позволить. У вас будут настоящие музыканты, которые вложат в проект свою энергию и талант».

И вскоре я обнаружил, что начинаю побеждать в таких спорах. Оказалось, что главное – обосновать свою позицию. «Звездный крейсер Галактика» начинался с троих или четверых музыкантов в первом эпизоде. К концу сезона у нас был небольшой оркестр. А к моменту завершения проекта мы приглашали оркестр из 70 инструментов и этнический ансамбль. Продюсеры не хотели даже слышать о сэмплах для струнных и рожков.

Меня часто спрашивают, как следует реагировать, если кто-то настаивает на сэмплах и не хочет тратить лишние деньги. Иногда, возможно, нужно отказываться от участия в проекте. Если делать работу, которая заведомо не даст творческого удовлетворения, то невозможно угодить заказчику. Они хотят получить Джона Уильямса, а у вас есть только сэмплы. В большинстве случаев, в 95% случаев, все же удается заинтересовать создателей фильма в живой музыке. Скажите им, например: «я мог бы позвать одно скромное струнное трио», или «я знаю одного парня, он играет на уникальном инструменте, да вы и сами можете послушать!».

КМО: Если бюджет не велик, и Вы приглашаете всего лишь нескольких музыкантов, то действуют ли профсоюзные правила?

Беар МакКрири: Да. Очень важно, по-моему, за это бороться. Хотя бы потому, что такая практика позволяет задействовать лучших музыкантов в мире. Они хотят работать в интересных проектах.

КМО: Да, именно поэтому мы заинтересовались Вашим опытом. Мы любим музыку и любим фильмы. У меня еще один вопрос: у Вас, кажется, большая команда?

Беар МакКрири: Здесь Вы видите еще только половину команды, остальные пишут в других студиях.

КМО: Не знаю, верно ли выражаюсь, но, мне кажется, композиторам, привыкшим работать с сэмплами на домашнем компьютере, непросто и не очень радостно делать все самим. С чего начинается команда?

Беар МакКрири: В первом же студенческом фильме со мной работал Стив Каплан. А потом много лет, даже когда писал для третьего сезона «Звездного крейсера», я сам делал всю оркестровку, а потом распечатывал партитуры для сессий записи, сам рассаживал музыкантов. Честное слово! Просто я привык так работать еще в колледже. А потом, когда работы стало слишком много, команда стала необходимостью. И я знал, кому можно позвонить. Те, кто занимается в моей команде оркестровкой и расписывает партитуры, — тоже отличные композиторы, а один из моих сопродюсеров, кажется, пишет музыку к своему первому полнометражному фильму: сначала обратились ко мне, но у меня не было времени, и я сказал: «Пусть этот парень поработает у вас, у меня в команде есть настоящие композиторы». Как это ни парадоксально, иногда композиторы помогают друг другу.

Важно знать, кто из композиторов вашего возраста нуждается в работе. Если вы композитор, владеющий, скажем, виолончелью, предложите вашему коллеге сделать для вас оркестровку, а за это запишите для него партию виолончели.

Начинайте заводить связи прямо сейчас. Тогда, получив хорошее предложение, вы будете знать, кто может быть вам полезен.

КМО: Прекрасный совет. Спасибо за то, что выкроили время для нашей беседы и пригласили меня на эту потрясающую сессию.

Беар МакКрири: Спасибо, что пришли.

 

Перевод Екатерина Юрьева

           

Справка

Беар МакКрири (родился 17 февраля 1979 года) – американский композитор и музыкант, живет в Лос-Анджелесе, Калифорния. Его самая известная работа — римейк телевизионного сериала «Звездная Галактика».

Дэвид Райклен – композитор, сотрудничал с компаниями Fox, Sony, Disney, PBS и Sprint.




Теги: Альфред Ньюман Беар МакКрири Джон Уильямс Дэвид Райклен