Загрузка страницы...

Марк Эрман закончил работу над новой картиной режиссера Федора Попова

КиноМузыка online | 19.05.2010 | Рубрика: Композиторы в работе | Комментарии

Марк Эрман закончил работу над новой картиной режиссера Федора Попова

Композитор Марк Эрман закончил работу над музыкой к остросюжетной мелодраме Федора Попова «Все в порядке, мама» по мотивам романа Г. Леманского «Одноразовый агент». Мы встретились с режиссером и композитором по окончании перезаписи и решили проверить: все ли у них в порядке?

КиноМузыка online: Федор, над музыкой к Вашей новой картине «Все в порядке, мама» работал Марк Эрман. Как Вы выбирали композитора?

Федор Попов

Федор Попов: Это очень интересный вопрос, потому что у меня на каждой из четырех картин, которые я снял как режиссер, новый композитор. И я всеми доволен, хотя все четыре очень разные. Например, Андрей Иванович Головин, как я считаю, современный классик, профессор консерватории, работал на моей первой картине «Кавказская рулетка», и, как мне кажется, написал очень удачную музыку. Но следующая моя картина («Четыре таксиста и собака») – комедия, и мне хотелось в ней чего-то легкого, веселого, современного.  И это Андрею Ивановичу было уже не совсем близко, и тогда судьба свела меня с  Алексеем Шелыгиным.  Над третьей картиной я работал с Володей Давыденко, потому что Леша был загружен работой. И тоже остался очень доволен. Общение с каждым из трех композиторов сильно обогатило не только фильмы, над которыми мы работали, но и меня лично. Кроме своей глубокой культуры и высокого профессионализма, Марк Эрман интересен тем, что он более широко видит свои обязанности, чем просто композитор.  Он рассматривает свою работу как часть одного музыкального звукового целого и вникает в каждую мелочь. При этом Марк Эрман чрезвычайно требовательный. Я мало помню случаев, чтобы композитор предлагал переписать музыку, которая уже принята режиссером. А он приходит через два дня и говорит, что что-то там подправил и просит меня послушать, т.е. он не останавливается.  Эта «шлифовка, доводка» продолжалась до самой последней минуты, даже во время перезаписи.

КМО: Сколько по времени заняло написание музыки?

Федор Попов: Месяца два, наверное. Марк очень быстро пишет, он очень работоспособный. Марк Эрман писал музыку, как я уже сказал, вплоть до последнего просмотра на перезаписи.  Он постоянно присутствовал на перезаписи, независимо от времени смены, настоящий трудоголик. Это удивительное сочетание таланта, профессионализма композиторского и профессионализма кинокомпозиторского, потому что одно дело музыка хорошая, а другое дело точно «войти» в кино,  прочувствовать его. Он полностью погрузился в это кино, даже больше чем я.  Дело в том, что у меня уже глаз был замылен – когда год на картине работаешь, то не всегда можешь посмотреть на все объективно, необходим отдых, переключение.  Поэтому режиссер под конец картины уже немного неадекватен, трудно воспринимает и оценивает мелочи. И здесь мне нужен был партнер, не утративший свежесть восприятия. Марк Эрман — перфекционист, как впрочем, и я, по крайней мере, меня так все называют. И это очень важно для кино.  Потому что кино – оно все в деталях, тут без оттачивания секунд и кадров сложно достичь хорошего результата, особенно, если речь идет о сочетании музыки и изображения.  Например, Андрей Головин был первым, и до Марка Эрмана единственным композитором, который требовал, чтобы ему дали точный монтаж и писал уже по кадрам, по секундам.  Но здесь у каждого свой путь, «каждый пишет, как он дышит», как говорил классик. Так что, на мой взгляд, Марк Эрман сочетает в себе все необходимые качества профессионального, современного кинокомпозитора. 

КМО: Марк, работа над музыкой действительно заняла у Вас два месяца?

Марк Эрман: По сути, музыка родилась за один вечер, все остальное время ушло на проработку нюансов и программинг.

КМО: Федор, творческую задачу Вы формулировали Марку?

Федор Попов: Конечно, я. Это не значит, что все буквально было принято. Он высказывал свое отношение, свое впечатление, и во многом меня поправлял даже, высказывал интересные предложения, многие из которых были приняты. И это для меня самое важное — когда ты не один, а когда есть рядом еще творцы, постановщики, художники, которые что-то предлагают, а не просто талантливо исполняют поставленные задачи.  

Полина Агуреева

Марк Эрман: Задачу, конечно же, формулировал продюсер и режиссер картины Федор Попов, и, разумеется, сам фильм, его колорит, выразительная игра актеров и нежное обаяние Полины Агуреевой.

КМО: Когда началась работа с композитором – на этапе сценария или позже?

Федор Попов: На этапе финального монтажа.

Марк Эрман: На этой картине получилось сразу работать с уже полностью готовым и утвержденным монтажом. Во многом, такой подход, когда композитор получает уже собранный фильм, упрощает работу над саундтреком; однако, необычайно увлекательно, принимать участие в работе с самого зарождения картины. Сценарий, актерские пробы, присутствие на съемочной площадке, обсуждения с режиссером – все это дает возможность почувствовать себя одним из героев истории и полностью вжиться в фильм.

КМО: Кроме музыки Марка Эрмана, какая еще музыка используется в фильме?

Федор Попов: В фильме звучат народные песни Черногории. Во время съемок мы абсолютно случайно, в последнюю минуту, нашли прекрасный народный ансамбль. Они спели несколько песен в сцене «свадьбы», и мы поняли, что это точное попадание. А одна из песен — стала главной в картине. Надо отдать должное Марку Эрману, он очень точно прочувствовал народный колорит, которым пропитана вся его музыка.

КМО: В фильме «Все в порядке, мама» Вы решили не использовать оркестр из соображений экономии бюджета?

Федор Попов: Нет, не такие это большие затраты, по сравнению с гонораром композитора, перезаписью. Это не принципиально.

Марк Эрман: Дело в том, что выбранная технология оркестрового программинга позволяет гораздо более гибко и оперативно работать с музыкальными формами и фактурами, даже на этапе перезаписи. В нескольких сценах, благодаря этому, музыка появилась буквально в заключительные дни перезаписи.

КМО: Какие живые инструменты используются в музыке?

Марк Эрман: Пан-флейта и цимбалы, партии которых великолепно исполнил Владимир Тирон.

КМО: Кто-то еще работал над музыкой к картине, кроме композитора? Был ли у Вас музыкальный редактор? Музыкальный супервайзер? 

Федор Попов: Да, у нас работал замечательный музыкальный редактор, Константин Шевелев. Это высочайший профессионал своего дела с богатейшим опытом работы. Так же как Анатолий Тюриков – звукорежиссер и Сергей Дубцов – звукорежиссер презаписи. 

Марк Эрман: Огромное удовольствие доставило очередное сотрудничество с замечательным музыкальным редактором, человеком с великолепным вкусом — Константином Шевелевым.

КМО: Возникали ли у Вас творческие разногласия в процессе работы? 

Федор Попов: Конфликтов как таковых не было. На перезаписи мы столкнулись с тем, что Марк Эрман предлагал некоторые решения, которые не всегда сразу принимались звукорежиссерами, возникали творческие споры, что очень хорошо, и говорит о заинтересованной творческой атмосфере.

КМО: Сколько заняла по времени перезапись?

Федор Попов: Перезапись прошла довольно быстро. Никто не верил, что она быстро пройдет. На те изменения, которые предложил Марк Эрман, мы потратили 2 – 3 лишних смены. В целом, мы сделали все за 23 – 24 смены. Это мало для картины.

Марк Эрман: Благодаря слаженности команды звукорежиссеров, удалось уложиться в рекордно-короткие сроки. Это при том, что в фильме есть несколько сложнейших по звуковым деталям экшн сцен.

КМО: Какие основные музыкальные темы присутствуют в фильме кроме народных?

Федор Попов: Лирическая, очень хорошая, которую написал Марк Эрман.  Она не длинная, но очень точная.  Там есть неуловимые народные интонации, которые очень органично «вплели» оригинальную музыку в общий музыкальный контекст фильма, т.к. эта тема  об отношениях двух героев.  Еще есть тема «убийцы», «злодея» — тема «саспенс».

КМО: Музыка изменила Вашу картину?  

Федор Попов: Она, извините за бытовой пример, – как соус к изысканному блюду, который добавляет какой-то едва заметный вкус, делающий блюдо совершенным.

КМО: Ваши впечатления от работы друг с другом?

Федор Попов: Я очень благодарен Марку Эрману за его вклад в картину, это был интересный процесс, и мне бы очень хотелось работать с ним на следующей картине.

Марк Эрман: Федор Попов — один из наиболее гибких и доверяющих композитору режиссер и продюсер; готовый к экспериментам и поиску новых решений. Надеюсь, что встретимся на следующей картине.




Теги: Алексей Шелыгин Андрей Головин Владимир Давыденко Константин Шевелев Марк Эрман