Загрузка страницы...

Музыка для римейка: Ларри Груп и «Соломенные псы» 40 лет спустя

КиноМузыка online | 01.10.2011 | Рубрика: Композиторы в работе | Комментарии

Музыка для римейка: Ларри Груп и «Соломенные псы» 40 лет спустя

Ларри Група можно поздравить с убедительной победой в битве  с толпой варваров из глухой американской провинции. Как показала нам жестокая притча «Соломенные псы», снятая Сэмом Пекинпа в 1971 году, очень непросто выстоять и выйти победителем, если сам ты застенчивый очкарик, а твой дом разносит по кирпичику банда дикарей. Похожее чувство растерянности, вероятно, испытал и наш композитор, которому пришлось писать для римейка этой знаменитой картины, в оригинальной версии которой звучала прекрасная, запоминающаяся музыка Джерри Филдинга. Но подобно герою, показавшему себя настоящим мужчиной перед лицом, казалось бы, непреодолимых обстоятельств, Ларри Груп с достоинством выдержал испытание и, не боясь быть забросанным камнями критики,  создал собственную очень достойную версию «Соломенных псов». Римейк, вышедший 40 лет спустя, — вторая экранизация романа Гордона Уильямса «Осада фермы Тренчера». В новом фильме события переносятся из английского Корнуолла на юг Америки, населенный жаждущими крови деревенскими болванами. Выбрав такое место действия, совсем недалеко от дома, режиссер Род Лури добровольно шагнул под прицел, а композитор Ларри Груп невольно оказался рядом с ним.

Однако Ларри Групу не впервой бывать в центре скандала вместе с Лури. Этот тандем совместно сделал немало острых политических телепередач и фильмов, включая «Эксгумацию» и «Претендента», рассказывающие о кризисных моментах из жизни президентов, «Ничего кроме правды» — историю судебного преследования журналистки, рассекретившей агента ЦРУ, и «Линию огня», показывающую противостояние гангстера и агента ФБР (кстати, музыка к «Линии огня» номинировалась на Эмми). Тем не менее, история сценариста, чью жену преследует целая банда белых ублюдков, — совершенно новый и непростой тест для творческого дуэта, особенно если принять во внимание популярность первой эпатажной экранизации. Сложно соперничать с Джерри Филдингом, добившимся в оригинальном фильме необычайной психологической глубины, с его прихотливым сочетанием диссонанса и мелодии, с его духовыми, проводящими отчетливую параллель между английской охотой на лис и охотой на человека, происходящей на экране.  

Музыка Ларри Група, вероятно, звучит гораздо менее дерзко. Напряженные темы Група способствуют нарастанию саспенса. Тема грубых деревенских радостей и тема дразнящей сексуальности перерастают в нечто дикое, рычащее и отчаянно героическое. С помощью оркестра Груп рисует, вероятно, самую яркую музыкальную картину мщения со времен Элмера Бернстайна, написавшего музыку к римейку «Мыса страха».  В «Соломенных псах» Ларри Груп отдает определенную дань уважения неповторимой работе классика, но все же предлагает собственное сложное мелодическое решение. 

КиноМузыка online: Какое впечатление на Вас произвел оригинальный фильм, а в особенности музыка Джерри Филдинга?

Ларри Груп: Я раньше видел оригинальный фильм, даже дважды, но намеренно не стал пересматривать, когда запускался наш проект. Так что прошло уже несколько лет, и мои впечатления немного притупились. После завершения работы я тоже не стал снова смотреть первый фильм. Но я очень хорошо знаю музыку Джерри Филдинга, и она мне очень нравится. И я вам гарантирую, что моя работа не имеет абсолютно ничего общего с его музыкой. Тому есть несколько причин, но главная – в том, что мне хотелось сделать что-то оригинальное, непохожее на работу Филдинга, потому что две экранизации очень сильно отличаются, а, следовательно, различаются и требования к композитору.

КМО: Когда снимается римейк настолько значимого классического фильма, как «Соломенные псы», неизбежно возникают споры. Как Вы считаете, в чем новизна обработки материала в новом фильме?

Ларри Груп: А вопрос-то провокационный! Вы знаете, римейк «Железной хватки» официально был заявлен как вторая экранизация романа. Это справедливо и для «Соломенных псов». Мы купили права не только на сценарий Пекинпа, но и на роман Говарда Уильямса «Осада фермы Тренчера». Это было очень важно, потому что мы хотели сделать собственную интерпретацию книги. Разумеется, в фильме есть пересечения с фильмом Сэма Пекинпа, поскольку совпадает сюжетная дуга. Но мы гораздо глубже смотрим на семейные проблемы героев, а также на культурный конфликт между «умником» Дэвидом Самнером и местным населением. Также мы перенесли действие в более теплое место – в сельскохозяйственный район на юге США. Еще в нашем фильме больше уважения к женщине, чем в оригинальной версии. Наконец, в первом фильме мужские персонажи с самого начала не располагают к себе, а в нашей версии их отталкивающая сущность проявляется постепенно. Фильмы неизбежно будут сравнивать. Но я вам могу сказать без обиняков: наш фильм лучше.

КМО: В чем состоят сходства и отличия Вашего музыкального решения и видения Филдинга?

Ларри Груп: Нет никакого сходства. Только различия. На самом деле нельзя сравнить нашу музыку, потому что у нас совершенно разные подходы.

КМО: Расскажите, пожалуйста, о главных темах.

Ларри Груп:  Когда я прочитал сценарий, то сразу сказал Роду, что музыка должна быть очень выразительна и строго привязана к сюжетной дуге. Так что с самого начала я ввожу сильную тему деревенского болота. Я знал, что от меня будут ждать чего-то в стиле луизианского зидеко или каджуна с соответствующим набором инструментов. Но я сделал прямо противоположное и написал готический нуар, прекрасно дополняющий видеоряд и значительно заостряющий характеры. «Южная» музыка была бы безопасным решением, которое гарантированно принял бы зритель, но это был бы полный отстой. К счастью, я работаю с понимающим режиссером, который поддержал мое решение, и мы придерживались такого подхода до самого конца. Музыка получила также одобрение со стороны студии. Мы решили ограничить присутствие южного рока и стилизаций под кантри фоновой музыкой, звучащей по радио в машине и в кафе.  

КМО: Расскажите о том, как меняется музыка на протяжении фильма в эмоциональном плане.

Ларри Груп: Темы главных героев меняются по мере того, как в истории сгущаются краски. Музыка в кино в этом смысле способна творить чудеса, она является своего рода соединительной тканью для эмоционального каркаса фильма. Я старался не просто транслировать сюжет, но понимал, что главным мотивом должен быть мотив внутреннего дискомфорта и нестабильности.

КМО: Насколько «героической» по Вашему замыслу должна была быть музыка к «Соломенным псам»?

Ларри Груп:  Я бы сказал, что в фильме нет явно «героической» музыки, за исключением, возможно, последней темы, звучащей в финальной сцене. Наш герой переживает серьезную метаморфозу, поэтому тема звучит несколько раз с разными эмоциональными оттенками. Но даже в конце она не столько «героическая», сколько очистительная. Идея в том, что победителей не судят.

КМО: Мне показалось, что в Вашей музыке также присутствует оттенок трагической неизбежности. Яправ?

Ларри Груп:  Если бы я вложил в музыку эту мысль, то, наверное, слишком многое было бы ясно зрителю с самого начала. На самом деле музыкальное вступление как бы говорит: «Имейте в виду – дальше будет страшно».

КМО: И у Вас, и у Филдинга задействован рожок. Как Вы думаете, что этот инструмент дает фильму?

Ларри Груп:  В моей версии основную роль играют струнные. Тем не менее, духовые – тоже очень важная составляющая, поскольку некоторые артикуляции на протяжении всего фильма выступают как мотивы. В одном месте я даже сделал переход от музыки марширующего школьного оркестра к экшн-фрагменту.

КМО: Вы создали необычайно богатую, красивую оркестровую музыку для такого фильма. Это намеренный контраст с тем, что происходит на экране? Потрясающая композиция, звучащая в финальной сцене, когда толпа врывается в дом, по стилю близка к тому, что сделал Бернард Херрманн для «Мыса страха», другого фильма о вторжении в дом агрессивного чужака. Вы это заметили?

Ларри Груп:  Предварительный просмотр смонтированного фильма прошел с использованием музыки Бернарда Херрманна, и это была моя идея. Я предложил именно такой вариант потому, что это прекрасный образец нуара. Как я уже говорил, в начале фильма, на фоне деревенских болот и деревьев, как я сразу задумал,  должна была звучать выразительная, яркая музыка. Это очень напоминало вступление Херрманна к «Мысу страха», в котором на фоне идиллического маленького городка, снятого с операторского крана, мы слышим громовые раскаты медных духовых.

КМО:  Род всегда увлекался политикой. Насколько Вам удалось отразить политические мотивы фильма, «политику насилия»?

Ларри Груп:  Могу сказать, что Род всегда поддерживал сильных женщин. Было важно, чтобы этот мотив звучал и в «Соломенных псах». Но вообще в музыкальном плане фильм выходит из нашей привычной политической плоскости.

КМО: До того, как стать режиссером, Род начинал в качестве музыкального критика.  Как по-вашему, его знание истории кино влияет на его музыкальные предпочтения и решения?

Ларри Груп:  Род проделал тот путь, по которому идут многие французские режиссеры. В том смысле, что они начинают как критики. Род видел множество фильмов и определил для себя, что работает в кино, а что не работает. Его познания в области как фильмов, так и музыки очень обширны. Иногда он предлагает опираться на музыку из фильма, который смотрел, но затем все сводится к эмоциям. Только на них и нужно опираться.

КМО:  В чем залог прочности Вашего творческого союза с Родом?

Ларри Груп: Честно говоря, мне каждый раз заново приходится оправдывать доверие и переделывать себя, работая с Родом. Мне нравится много работать и складывать из отдельных идей музыкальный паззл саундтрека.  Род требует, чтобы я задействовал мой творческий потенциал на 100%. И каждый раз мы спорим, а потом приходим к соглашению. Я считаю, что мне очень повезло, потому что я работаю на очень высоком уровне и с режиссером, который меня уважает.

КМО: Что принципиально изменилось в сфере музыки к черному экшну со времен первых «Соломенных псов»?

Ларри Груп:  Каждому свое. Нужно искать то, что подходит для фильма, и что подходит лично тебе. Лично мне нравится именно то, что я сделал для «Соломенных псов», в отличие от других возможных решений, поскольку получилась богатая и цельная фактура. Никаких механических ритмов, популярных среди современных кинокомпозиторов, работающих в жанре экшн.

КМО: Вам когда-нибудь приходилось выполнять требования, с которыми Вы были не согласны?

Ларри Груп: Хороший режиссер или продюсер всегда открыт для предложений членов команды. Если есть принципиальные разногласия и твой подход не одобряют, нужно искать другое решение, но при этом все равно надо, насколько возможно, оставаться верным своим принципам. Нужно помнить, что в конечном итоге ставишь на карту свое доброе имя.

КМО: Как Вы думаете, Ваши «Соломенные псы» будут иметь такой же большой резонанс, как и оригинальный фильм?

Ларри Груп:  Нет. А если да, то по другой причине. Тогда было другое время. Тогда насилие на экране еще могло вызвать бурную реакцию. Сейчас, к сожалению,  мы уже далеко не так чувствительны. Людей, скорее, заденут мотивы, вызывающие насилие.  

КМО:  «Соломенные псы» на сегодня – Ваш самый масштабный проект. Каково это – чувствовать, что наконец-то Вашу музыку услышат все?

Ларри Груп:  Конечно же, я волнуюсь и в то же время надеюсь, что теперь у меня будет больше интересных предложений.

КМО: За какие еще «неприкосновенные» фильмы Вы бы согласились взяться?

Ларри Груп:  За «Лоуренса Аравийского».

 

Беседовал Даниель Швейгер

Перевод Екатерина Юрьева




Теги: Бернард Херрманн Джерри Филдинг Ларри Груп Элмер Бернстайн