Загрузка страницы...

«Печальная баллада» Роке Баньоса

КиноМузыка online | 01.09.2011 | Рубрика: Композиторы в работе | Комментарии

«Печальная баллада» Роке Баньоса

Уже лет пятнадцать Роке Баньос, работая в своей родной Испании, удивляет мир невероятно роскошной и мелодичной музыкой, вполне достойной Голливуда. Его работа в криминальной комедии «Торренте, глупая рука закона», танцевальные ритмы «Саломеи» и бесшабашная музыка «Капитана Алатристе» пока известны лишь отдельным ценителям испанского кино, но все же заокеанские поклонники знакомы с талантом Баньоса благодаря агрессивному криминальному триллеру «Сексуальная тварь» и фильму «Машинист» — истории одного психологического срыва.

Музыку Баньоса отличает тематическое изящество, и его композиции несомненно добавляют стильности странным фильмам одного из самых скандальных режиссеров современности, с которым Баньос тесно сотрудничает. Музыка Баньоса звучит в семи фильмах Алекса де ла Иглесиа: в полном секса и насилия триллере о безумных священниках («День зверя»), в истории помешанных на деньгах жильцов коммуналки («Коммуналка»), в драме о неуправляемых голливудских ковбоях («800 пуль»), в полном логических ловушек триллере «Убийства в Оксфорде». Последним на этой безумной кухне изготовлен фильм с таким запутанным и извращенным сюжетом, какой не снился даже тандему Бернард Херрманн – Альфред Хичкок, и с соответствующим музыкальным оформлением.

В «Печальной балладе для трубы» Алекса де ла Иглесиа узнаваемы цитаты из «Уродцев» Тода Броунинга, «Святой крови» Алехандро Ходоровского, «Человека, который смеется» Пауля Лени и, что забавнее всего, «Головокружения» Альфреда Хичкока. Режиссер вручает цирковому клоуну мачете и пулемет, а затем преподносит зрителю драки с фонтанами крови и жестокий секс. Мы наблюдаем, как ребенок с исковерканной душой вырастает и становится несчастным Белым Клоуном, как он борется за любовь гимнастки-нимфоманки с другим  клоуном – психопатом и садистом, по сравнению с которым сам Джокер кажется образцом здравомыслия и человечности. Эта личная война заканчивается штурмом огромного креста – памятника генералу Франко – символа ужасов Гражданской войны, унесшей жизнь отца героя и ставшей началом всех его проблем.

Роке Баньос чрезвычайно серьезно относится к местами спорной политической сатиры Иглесиа. Военные барабаны, навязчивые голоса и такие оргазматические темы, какие не удавалось создать самому Берни Херрманну — изюминки масштабной работы Баньоса для фильма, открывающего истинное, чудовищное лицо циркового клоуна. Яростные ударные бушуют, пугают и угрожают, рифмуясь с дурацким трагизмом истории двух шутов. Но в фильме находится место и тонкой, трогательной, поэтичной музыке, резко контрастирующей с черным юмором видеоряда – фирменным знаком Иглесиа.  «Печальная баллада для трубы» — скандальное кино, но в музыкальном плане это один из лучших фильмов года.

КиноМузыка online: «Печальная баллада для трубы» — Ваш седьмой фильм с Алексом де ла Иглесиа. Как возник Ваш творческий союз и за счет чего он существует так долго?

Роке Баньос: Наш первый совместный фильм вышел в 1999 году и назывался «Смех мертвого». Но познакомились мы раньше – на премьерном показе детективной комедии Сантьяго Сегура «Торренте, глупая рука закона», первого фильма очень популярной в Испании франшизы. Алекс вышел из кинозала, крича: «Найдите мне Роке Баньоса!». Мне кажется, что мы так долго работаем вместе, потому что относимся к процессу так, словно мы актеры. Нам нравится представлять, какие эмоции может вызвать та или иная мелодия.

КМО: Вам никогда не казалось, что Алекс зашел слишком далеко в изображении секса, насилия и безумия, особенно в «Печальной балладе»?

Роке Баньос: Мне очень нравятся фильмы Алекса, начиная с «Дня зверя». Он снимает очень страстное кино, пусть даже иногда и утрирует. Мне это нравится, потому что я точно так же отношусь к музыке, как он относится к кино. Нам очень комфортно работается вместе. Мы оба любим кино и музыку, выстроенные на контрастах.

КМО: Алекс в жизни так же безумен, как его фильмы, или он на самом деле уравновешенный человек?

Роке Баньос: Где-то внутри него живет безумец. Но в деловом общении Алекс – нормальный уравновешенный партнер.

КМО: В «Печальной балладе» Вы избегаете «цирковой» музыки. Никакой каллиопы. Почему Вы уходите от традиций?

Роке Баньос: На самом деле, я начал писать в традиционном ключе, но это не понравилось Алексу. Я просто хотел сразу исключить такую возможность развития. Когда Алекс послушал первые наброски, он резко вскочил и закричал: «Никакой цирковой музыки в этом фильме не будет!». Я был с ним совершенно согласен, потому что фильм не совсем о цирке, это любовно-эпическая драма. Настоящая «цирковая» музыка звучит в самой драматичной сцене, когда два клоуна сражаются на гигантском кресте. Их борьба напоминает опасный цирковой номер. Когда подобное происходит в «реальной» жизни, музыка должна быть очень драматичной.  

КМО: Ваша музыка к «Машинисту» и «Печальной балладе» говорит о Вашей любви к музыке Бернарда Херрманна и стремлении воссоздать его стилистику. Расскажите, какую роль сыграл Херрманн в Вашем профессиональном становлении.

Роке Баньос: Я очень люблю музыку Бернарда Херрманна. Но, если быть честным, в музыкальном колледже Беркли в Бостоне я специализировался в классической музыке и в джазе. Так что в то время я, конечно, был знаком с музыкой Херрманна, но не особенно детально. Я всерьез заинтересовался его творчеством, когда услышал примерно такие отзывы о своей музыке, как Ваш. Теперь я понимаю, что все именно так. Иногда моя музыка очень напоминает по стилю композиции Херрманна. Я отношусь к этому как к комплименту, несмотря на то, что обычно даже не думаю о Херрманне, когда пишу. Бернард Херманн – невероятно сильный композитор. У него «насыщенные», серьезные, глубокие и очень драматичные темы. Если все эти эпитеты применимы к моей музыке, то я очень рад.

КМО: Ваша музыка к «Печальной балладе» получилась очень серьезной, но есть в ней что-то от стиля гран-гиньоль. Как Вы считаете, Вам удалось передать черный юмор, заложенный в фильме?

Роке Баньос: Конечно! Как я уже говорил, мы с Алексом оба любим работать с контрастами и преувеличивать, заостряя эмоции, делая музыку брутальной до предела. Нас все это очень забавляет, и мы пользуемся этим приемом в каждом совместном фильме.

КМО: Финальная сцена «Печальной баллады для трубы», возможно, самая грандиозная киношная сцена единоборства двух людей на большой высоте. Вам было сложно написать музыку для сцены, в которой герои постоянно повисают над пропастью?

Роке Баньос: Конечно же, это было очень непросто. Мне нужно было одновременно воплотить в музыке ужас, головокружение, любовь, ощущение погони и приправить все отчаянием и безумием. Но сложнее всего в «Печальной балладе» было придумать темы и с самого начала заложить в них те эмоции, которые проявляются в кульминационной сцене фильма.

КМО: Еще один важный тематический элемент «Печальной баллады» — извращенное понимание влечения и любви. Как Вы обыгрываете это в музыке?

Роке Баньос: Я думаю, что музыка должна показывать то, что нельзя увидеть на экране. И она всегда должна быть искренней, серьезной. Мы должны поверить, что главный герой душевно болен из-за любви к Наталье. Он готов за нее убить, и музыка предельно ясно рассказывает нам о его любви и страхе.

КМО: Заметную роль в «Печальной балладе» играет Гражданская война в Испании. Затронула ли она Вашу семью?

Роке Баньос:  Любая война отвратительна, особенно гражданская, в которой брат идет против брата, друг на друга, а иногда и сын на отца. В гражданскую воевали два моих деда, и они оба рассказывали о ней страшные вещи. Я думаю, что наш фильм может потревожить чью-то совесть, заставить людей вспомнить об ужасах войны.

КМО: Пожалуй, самая запоминающаяся композиция в «Печальной балладе» —  фортепианная мелодия, звучащая после кульминационной сцены. Вы намеренно сделали ее достаточно нежной по сравнению с другими композициями, чтобы дать зрителям понять, что проблемы, затронутые в фильме, абсолютно не смешны?

Роке Баньос: Да, именно так.

КМО: Расскажите, пожалуйста, о центральной песне клоуна «Balada De La Trompeta», некогда исполненной Рафаэлем.

Роке Баньос:  Прекрасная песня. Мы решили не делать из нее тему фильма, хотели, чтобы она стояла особняком, имела самостоятельную ценность.  

КМО: Нельзя не отметить исключительное качество записи музыки для «Печальной баллады». Как Вы считаете,  Испания уже догнала студии Лос-Анджелеса по качеству звукозаписи?

Роке Баньос: Спасибо. Я сам писал, записывал и сводил музыку. Я думаю, что в Европе немало хороших оркестров, и мы вполне можем соперничать с Америкой по качеству записи.

КМО: Фильм «Убийства в Оксфорде» — один из самых доступных для иностранцев фильмов Алекса де ла Иглесиа и, пожалуй, самый недооцененный, несмотря на то, что действие происходит в Англии и ключевые роли играют англоязычные актеры. Еще мне очень нравится Ваша музыка к этому фильму. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.

Роке Баньос:  Я написал самую нетипичную музыку к фильму Иглесиа. Мы искали необычное звучание, более утонченное и замысловатое, поскольку сам фильм – о сложной взаимосвязи между убийством и математикой. В конце концов, мы сделали основными инструментами арфу и фортепиано.

КМО: В Вашем багаже уже есть как минимум одна работа в культовом фильме «Сексуальная тварь». Вы собираетесь что-то предпринимать, чтобы совершить «прорыв» в Голливуде?

Роке Баньос: Этой осенью я переезжаю в Лос-Анджелес. Так что скоро, возможно, мы сможем подробно поговорить о «прорыве».

КМО: Как по-вашему, Алекс де ла Иглесиа способен осилить масштабный голливудский проект, особенно учитывая его экстремальные пристрастия?

Роке Баньос: Мне кажется, что Алекс мог бы делать отличное кино в Голливуде. Он режиссер американского склада, так что у меня в этом нет никаких сомнений.

КМО: Ваша следующая серьезная работа в фильме «Незваные гости» режиссера Хуана Карлоса Фреснадильо («28 недель спустя») с Клайвом Оуэном в главной роли. Чего следует ожидать зрителям от фильма вообще и Вашей музыки в частности? 

Роке Баньос: Ну что сказать! Это великолепный фильм, жуткая история любви отца и дочери. Я только что закончил работу, и могу сказать, что время звучания музыки в фильме – 80 минут. Я очень доволен результатом и надеюсь, что фильм ожидает удачный прокат.

КМО: Вы с детства боитесь клоунов? Если да, то насколько серьезный удар по их профессиональной репутации нанесет «Печальная баллада» и особенно Ваша музыка?

Роке Баньос: Я думаю, что фильм не причинит клоунам абсолютно никакого вреда. В конце концов, это всего лишь история любви. Но, собственно говоря, я сам не боялся клоунов до тех пор, пока не посмотрел «Полтергейст», так что, как знать…

 

Даниель Швейгер

Перевод Екатерина Юрьева




Теги: