Загрузка страницы...

Перекати в рай

КиноМузыка online | 17.04.2010 | Рубрика: Кадры музыки | Комментарии

Перекати в рай

 Н.С. Михалков однажды в интервью высказался насчет «большого стиля» в кинематографе. В качестве примеров этого самого большого стиля приводил: «Они сражались за Родину», «Ватерлоо», «Сибирский цирюльник», то есть упор делал на картины с размахом, масштабные и большие буквально.  

Все-таки, кажется, что большой стиль – это не численность массовки и не единицы бронетехники, что он просто не возможен без истории «маленького» человека. Без солдата в «Они сражались за Родину», который боится предстоящей переправы, потому что плавать не умеет. Или без Дуняши из «Цирюльника», которая свою личную человеческую драму переживает в секунды экранного времени.  

В этом смысле «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя — очень стильное кино.  По большому счету.  

Где-то в Карелии  идет большая стройка. «Новая ГЭС «Дружба народов» должна вступить в строй к годовщине сталинской Конституции».  

Карелия – край заснеженных лесов и лагерей, на дворе зима 53го, заключенных мимо поселка строителей проводят колоннами, селят в новеньких бараках по окраинам. ГЭС возводят с опережением графика, план перевыполняется, из репродуктора доносится песня, сочиненная Зиновием Дунаевским на стихи Лебедева-Кумача еще в 35 году, исполняет ее Анатолий Орфёнов в сопровождении хора.  

Ну как не запеть в молодёжной стране,
Где работа, как песня, звучит,
В стране, где гармонь отвечает зурне,
И задорное сердце стучит! 

Припев:
Растем все шире и свободней!
Идем все дальше и смелей!
Живем мы весело сегодня,
А завтра будет веселей!  

А на поселковой столовке красуется кумачовый лозунг: «Все дороги ведут к коммунизму». Причем, без восклицательного знака даже. Зачем? Все там будем.  

Но нет в фильме обычного и набившего уже оскомину сталинского воодушевления масс: в репродукторе и на транспарантах своя жизнь, а у граждан – своя. Стройного хора не получается. Всяк о своём. И самый искренний – «голос» Пети. Героя так все называют, и официально и по дружбе. Он так представляется, беря под козырек. Потому как при исполнении. Потому как инспектор автотранспорта. «Инспектор Петя!».  

У героя какая-то специальная форма аутизма, в общем, не вполне он нормален. 

Как следствие — чересчур серьезно относится ко всему. Все принимает за чистую монету. Утрированно. Будь-то  работа, будь-то любовь — предан по-детски. 

А односельчане Петю любят и подыгрывают ему дружно. Потому что он — то ли юродивый, то ли сказочный персонаж. Только Иванушка-дурачок – за счастьем ходил, а Петя – по дороге в Царствие Небесное.  

Вообще, авторы не церемонятся. Из названия фильма понятно, чем дело кончится. Надеяться на хеппи енд практически нечего. Поэтому мы вместе с Петей переживаем каждое  событие его жизни. Утрированно. Следим за каждым его шагом.  

Музыкальная тема в фильме одна. Только по-разному звучит всякий раз. Похожа эта тема на походку героя, такая же целеустремленная, долговязая и прыгающая. Тема, кстати, перекликается с темой Коли из дилогии Николая Досталя «Облако-рай» и «Коля – перекати поле». Да и герои чем-то смахивают друг на друга. Коля своей незадачливостью нехотя озадачивает всех своих друзей соседей, делает их житие осмысленным. Петя своей непосредственностью обезоруживает всех вплоть до самого гадкого эмгэбэшника. Коля, подгоняемый неведомыми силами, сам того не желая, несется по жизни. Петя себе на уме, целен и  устремлен неведомо куда. Оба всегда в центре внимания. 

Радиоточка в поселке – вещь первостатейная. Объединяет и направляет. И вот однажды левитанский голос говорит «5 марта в 9 часов 50 минут скончался…». Сердце верного ленинца биться перестало, и совсем скоро жизнь неуловимо изменилась. 

И конвойные три зэка подобрели, и в заборах вокруг бараков дыры наметились. И подались  заключенные в бега. ЧП!  

Погоню снарядили быстро: лыжники с винтовками, в тулупах. Пейзаж. Такое впечатление — то ли агитационный фильм какой, то ли сюжет о сдаче норм ГТО. Никакого тебе экшена.  

Наверное,  иностранные гансы циммеры дали бы тут оркестру: били бы барабаны, устрашая, стонала бы медь, нагнетая. И было бы другое кино.  

Оркестр Кинематографии под управлением Сергея Скрипки играет все ту же тему Пети аккуратно и тревожно. Скупо и с достоинством.  

Петя тоже в погоню помчался, хоть ни лыж у него, ни оружия. Но ведь при исполнении! Долго ли коротко ли, а приведет его эта погоня как раз в царствие нездешное. И тогда  тема зазвучит уже как реквием Пете. «Реквием» на аккордеоне играет Е.Баскаков. Соло. Большой стиль.  

Алексей Шелыгин

Алексей Шелыгин на церемонии вручения Премии "Ника". © NoTA Music

 Композитор Алексей Шелыгин получил за музыку к фильму премию «Ника». Кроме него на эту премию номинировались даже целые кучки композиторов. Есть сейчас такая тенденция – к одному фильму музыку сочиняет сразу группа товарищей. Но, как сказалМаксим Дунаевский, вручая ему статуэтку, «бригадный подряд не проходит пока». Композитор Алексей Шелыгин сочинил музыку простую и глубокую. Музыку, под которой, может быть, поставили бы свою подпись такие классики жанра как Исаак Шварц и Андрей Петров.  

Композитор Алексей Шелыгин, держа в руках Нику, говорил слова благодарности, в том числе, и продюсеру, за то, что не учил, как водится, музыку писать, а «просто давал деньги на хороший оркестр».  

Очень простой рецепт: хороший композитор+хороший оркестр=хорошая музыка в фильме.  

Игорь Минин




Теги: Алексей Шелыгин Андрей Петров Зиновий Дунаевский Исаак Шварц Максим Дунаевский Ника