Загрузка страницы...

Снайперский прицел Константина Шевелева

КиноМузыка online | 18.04.2010 | Рубрика: Композиторы в работе | Комментарии

Снайперский прицел Константина Шевелева

Константин Шевелев недавно закончил работу над сведением музыки к фильму «Снайпер Саха». Картина о подвиге якутских снайперов выйдет на экраны кинотеатров республики Якутия в дни празднования 65-летия Победы. Мы застали режиссера фильма Никиту Аржакова и композитора Константина Шевелева в микшерской тон-студии «Мосфильма» и устроили очную ставку.   

 

Режиссер Никита Аржаков и композитор Константин Шевелев

Мосфильм, работа в микшерской, режиссер Никита Аржаков и композитор Константин Шевелев (слева направо) © NoTA Music

КиноМузыка online: Никита, как началось Ваше сотрудничество с композитором Константином Шевелевым? 

Никита Аржаков:  Про Константина я слышал давно, послушал его музыку, которую он писал к другим картинам, она мне очень понравилась, и я прислал ему сценарий.  Удивительно, но он начал писать музыку еще на этапе сценария, и написал именно такую музыку, какую я себе представлял, т.е. мы как бы шли друг к другу через десять тысяч километров. Он интуитивно написал такую музыку, под которую я интуитивно снимал кадры.  Это просто была телепатия!  Константин – очень душевный и открытый человек, он очень тонко чувствует материал.  Я впервые работаю с композитором такого уровня. 

КМО: Константин, Вы так поразили режиссера!  Давайте по порядку, как и когда к Вам попал сценарий, как все это начиналось?  

Константин Шевелев: Сценарий мне дала Галина Марковна Шадур, директор студии «Курьер», и поскольку у меня принцип — никогда не дожидаться творческой задачи от режиссера, а действовать превентивным образом, т.е. сочинять музыку на уровне сценария — я сочинил две темы: «Балладу» и тему леса. Режиссеру показалось, что я попал в точку.  Когда приехал Никита, был уже примерный монтаж. Мы сели, и практически все идеи, которые я предлагал, Никита принимал, без поправок.  Мы достаточно быстро нашли общий язык. Это предопределило наши дальнейшие взаимоотношения. У нас не было никаких препятствий в поисках решений музыкальной драматургии картины, никаких конфликтов. 

КМО: Константин, как Вам удалось «прочитать мысли» режиссера за 10 000 километров? 

Константин Шевелев: Никита очень интересный человек, и в творческом отношении он очень талантливый режиссер. Когда мы впервые с ним встретились, я был удивлен, насколько у нас совпадают с ним взгляды, мысли, не только о музыке, но и в каких-то житейских вопросах.  Наверное, поэтому. 

КМО: Никита, композитор справился с той задачей, которую Вы ему ставили? 

Никита Аржаков: Абсолютно, и даже больше.  Константин превзошел все мои ожидания. 

КМО: Какие основные музыкальные темы присутствуют в фильме?  

Никита Аржаков: Основная тема всего фильма – это тема сохранения человеческих чувств, тема духовности, которая так был актуальна на войне, и актуальна сейчас в наше время.  Из музыкальных тем — основная тема называется «Баллада», она очень лиричная. 

 

Константин Шевелев за работой

Константин Шевелев за работой. Фото А. Логиновского © NoTA Music

Константин Шевелев: «Баллада» связана с военной темой – с боем, с ветеранами, которые родом из Якутии, многие из которых погибли.  Вторая тема, мажорная, это тема леса – она олицетворяет собой все, что связано с якутской природой, она контрастирует «Балладе».  В процессе работы над темой леса появилась производная тема, которая затем стала самостоятельной минорной темой. Кроме того, «Баллада» была задумана сначала только для трубы, а сегодня мы еще запишем ее в виде романса. Солировать будет солистка оркестра под управлением В. Спивакова — Светлана Степченко.  

Кроме этого появился огромный блок под названием «Война», который решен на базе кластеров, жестких инструментов, которые не иллюстрируют военные действия, а поддерживают необходимую энергию, структуру, затаенность – то, что невозможно выразить в шумовом озвучании, мы поддерживаем музыкально.  Это так называемая «функциональная» музыка, хотя это в большей степени «фактурная» музыка, хотя интонационные какие-то обороты там есть. Таким образом, у нас три основных музыкальных блока – романтический, светлый и военный, «тревожный».  Кроме того, есть тема «дуэли снайперов» — она тоже очень тревожная, поддерживает напряжение.

КМО: Расскажите о каких-то особенностях, интересных приемах, использованных в музыке к этой  картине.

Константин Шевелев:  Мне очень нравится прием «контрапункта». Мы вместе с Никитой сошлись во мнении, что «Баллада» должна звучать именно как «контрапункт» к тому, что происходит на экране. Казалось бы, она звучит в разрез с ужасами войны, которые мы видим, но на самом деле она именно подчеркивает то, что чувствуют герои в этот момент.  Когда сталкиваешь два несовместимых по характеру материала, возникает какое-то третье ощущение, которое производит более сильное впечатление. «Баллада» со своей светлой грустью, отстраненностью и «катарсисом», дает более яркие, эмоциональные ощущения в сцене, когда погибают друзья героя.

КМО: Никита, музыка Константина каким-то образом изменила Вашу картину?

Никита Аржаков: Да, безусловно. Музыка меняет картину на глазах, наполняет ее, раскрывает с разных сторон.  Вот, например, я снял просто лес, а с музыкой Константина я просто не узнаю свой лес – он наполнился совсем другим смыслом.




Теги: Константин Шевелев