Загрузка страницы...

Аранжировка: как удержать внимание слушателя?

КиноМузыка online | 08.04.2011 | Рубрика: Полезные советы | Комментарии

Аранжировка: как удержать внимание слушателя?

Усердные студенты в процессе обучения часто ограничивают свое внимание лишь техническими вопросами оркестровки, изысканного голосоведения, искусного мелодического обращения и т.д., то есть, элементами, которые мы без труда можем увидеть в партитуре в отличие от тех, которые могут быть услышаны только в процессе живого исполнения или воспроизведения записи. Естественно возникает вопрос: что может быть утеряно в процессе такого изучения?

На мой взгляд, это свойство аранжировки захватывать и удерживать внимание и эмоции на протяжении всего времени, вызывая эмоциональный отклик и удовлетворенность слушателя, превосходящие любой сиюминутный интерес.

Если вы сочиняете для кино или игровой индустрии, вы можете не понимать необходимости изучения таких свойств. Тем не менее, именно это свойство аранжировки служит не только раскрытию драматургии всего фильма, но и каждой отдельной сцены. Поэтому ваша ценность как композитора в полной мере может быть измерена вашими качествами аранжировщика. Следовательно, способность создавать захватывающее музыкальные произведения, которые удерживают и внимание, и эмоции ваших слушателей от начала до конца, может быть достойно оценена.

Мы все имеем  представление о великих аранжировках  главных или финальных тем таких композиторов, какДжерри Голдсмит («Руди»), Брюс Браутон («Молодой Шерлок Холмс»), Альфред Ньюман («Аэропорт»),Бернард Херрманн («Гражданин Кейн»), Эльмер  Бернстайн («Великолепная семерка»), Джеймс Хорнер(«Ракетчик»), Билл  Конти («Парни что надо») и Джон Уильямс (любой фильм на ваш выбор). Все эти аранжировки подтверждают нашу концепцию. Но, как часто мы действительно  анализируем не только захватывающие слух моменты, но и технологию создания аранжировки, которая приводит нас от простого восклицания «ага!» до нескрываемого удивления «ах!..» за несколько минут, а не в считанные секунды?

Обычно, такая концепция строится на движении от простого к сложному разными способами. От просто добавления, наслоения новых элементов на старые до видоизменения уже знакомого и тонкой трансформации для постепенного прибавления силы или энергии. Все эти способы создают общий эффект движения вперед, добавляя не только энергии, но и ожидания, реализация которого и является эмоциональной наградой для слушателя.

Вот несколько приемов, которые создают движущую силу, побуждающую вашу музыку стать более значительной, чем просто сумма составляющих ее моментов. В следующий раз, когда вы услышите тему, которая действительно порадует вас на всем протяжении своего звучания, попробуйте определить, какой из ниже приведенных приемов способствует движению вперед.

Модуляция. Старейший из всех приемов, а также наиболее заметный. Применяется, как правило, специально. Модуляция может быть внезапной как средство внесения элемента неожиданности или более подготовленной – для достижения максимума предвкушения в качестве вознаграждения.

Постепенно увеличивающаяся динамика (или темп). Очевидно, как и модуляция, может быть внезапной или порционной. На ваш вкус.

Подчиненная мелодия. Как следует из названия, это вспомогательная (возможно контрапунктирующая) мелодическая мысль, усиливающая весомость и интенсивность того, что, в противном случае, было бы лишь повторением уже существующего, при условии, что она создана по форме, энергетике, направлению и частотному диапазону по контрасту и сопоставлена с ведущей мелодией.

Постепенно вводимые новые идеи. Пинг-понг вставки контрастирующего материала на определенных интервалах и перенастройка на уже знакомый, могут творить чудеса в создании ощущения  поступательного развития  и являются основой  многих великих симфоний (при условии достижения эпической мощи).

Постепенно усложненное голосоведение. Движение от простых мелодических и гармонических конструкций к полнозвучному аккордовому голосоведению приводит к еще большему заполнению гармонического пространства.

Все более утонченные гармонические структуры (или аккордовые замены). Начинаем свою мысль с простейшего движения гармонии и приводим ее к более наглядным и поддерживающим мелодическую линию изменениям (время от времени).

Постепенно расширяющийся звуковысотный диапазон (ПРЗД). Простым и ненасыщенным началом может стать сольная мелодическая линия. Ваша противоположная крайность ограничена имеющимися возможностями ансамбля или технологией. Попробуйте достичь поступательного развития в диапазоне от узкого к широкому. Другими словами, начните развитие минимальными средствами и добейтесь полновесного звучания (во всех регистрах) в кульминации.

Постепенно насыщаемый звуковысотный спектр (ПНЗС) подразумевает все большее гармоническое и мелодическое «заполнение» возрастающего пространства между высоким и низким  регистром в ПРЗД.

Постепенно уплотняющаяся оркестровка. Это один из оттенков ПНЗС, понемногу  увеличивает  используемую силу, либо в несколько этапов регулярно (чтобы быть замеченным), или мало-помалу (для более тонкого развития).

Постепенно усложняющаяся гармоническая структура. Опять же, упростите  гармоническую поддержку вашей темы  в начале и постепенно обогащайте ее до более полной, подробной гармонизации в конце.

Поступательно точное построение нижнего голоса. Поищите способы начать с упрощенной версии вашей басовой партии, возможно, с меньшим использованием тонических аккордовых звуков, если имеются общие звуковые ступени примыкающих аккордов. Простой пример, смена гармоний I-IV-I ступеней может происходить на фоне тоники аккорда I ступени. По мере развития вы можете постепенно делать линию баса  подвижней, активнее используя тонические звуки аккордов и, к тому же, создавая более мелодичные и рельефные контуры.

Расширение нотных длительностей темы. В конечном счете, проведение вашей темы в расширении придает огромный вес вашей мысли, в то время как сложившееся сопровождение звучит в прежнем темпе.

Это всего лишь незначительное количество примеров из множества доступных приемов, которые могут захватывать и удерживать внимание и эмоции зрителя на протяжении всего времени. Посмотрите, что вы можете придумать самостоятельно. Большинство описанных приемов являются логическим развитием основных принципов аранжировки – не повторять себя в пределах одной темы (или одного проекта, если уж на то пошло) без действительно веских причин.

Рон Хесс

Перевод и адаптация Владимира Сивицкого




Теги: Альфред Ньюман Бернард Херрманн Билл Конти Брюс Браутон Владимир Сивицкий Джеймс Хорнер Джерри Голдсмит Джон Уильямс