Загрузка страницы...

Тест-драйв нотного редактора

КиноМузыка online | 04.12.2011 | Рубрика: Полезные советы | Комментарии

Тест-драйв нотного редактора

Я знаю, что термины «нотный редактор» и «квалифицированный пользователь» могут напугать даже не самого робкого композитора. Много лет назад, когда для выполнения простейшей операции в нотаторе требовались просто нечеловеческие усилия, все мы были «квалифицированными пользователями». У нас не было выбора. Вряд ли кто-нибудь устанавливал Finale, Music Publisher, Personal Composer или Score просто для развлечения. Со временем конкуренция привела к расширению возможностей нотных редакторов, и программное обеспечение стало делать многое из того, что раньше пользователь выполнял вручную. Так что теперь уже не обязательно быть сверхподкованным специалистом.

На протяжении многих лет пользователям нотатора были нужны вспомогательные программы автоматизации (макро-программы), похожие на вторую (или третью) пару рук, помогавшую быстро и точно выполнять сложные операции с мышью, вводить данные и активировать функции. Плюс заключался в том, что возрастала скорость работы (за счет того, что можно было «изменять программу» с помощью макросов).  Минус состоял в том, что это было обязательно. Вдобавок, приходилось специально поддерживать программы автоматизации после каждого апгрейда. Еще они не всегда обеспечивали надежный доступ ко всем функциям. К тому же, макро-программы неизбежно перегружали компьютер (помимо интерфейса нотного редактора на экране появлялся интерфейс программы автоматизации). И, конечно, нельзя было перетащить программу на другой компьютер без нудных процедур экспортирования и инсталляции.

Таким образом, требовалась программа автоматизации, допускающая перепрограммирование, и свободная от перечисленных недостатков. Такой программой для Finale стала FinaleScript.

Как она работает? Это дополнительный модуль, созданный Робером Пьешо. Он содержит набор команд, дающих доступ к любому из меню и диалоговых окон, имеющихся в Finale. Пользователю нужно только решить, какие именно программы и в каком порядке должны выполняться, а потом собрать сценарий (скрипт). Это не сложнее, чем собрать комбинацию в покере. Опытные пользователи программ автоматизации быстро поймут, что нужно делать. Но не спешите удалять привычную программу-помощника. Я, например, по-прежнему пользуюсь QuicKeys в работе с другими редакторами. Да и для Finale она иногда может пригодиться.

Главное достоинство FinaleScript – надежность. И скриптовая команда, и привязанная к ней функция находятся в Finale и отмечены одинаковым кодом. Другие плюсы: простой и понятный язык и синтаксис.  

Тот или иной сценарий можно активировать с помощью быстрых клавиш (используются стандартные клавиши клавиатуры QWERTY (1234567890-=qwertyuiop[ ]\asdfghjkl;’zxcvbnm,./). Также для запуска большинства функций используются клавиши-модификаторы (Command и/ или Control), иногда задействуются Shift и/или Option (Alt). К сожалению, не действуют функциональные клавиши и цифровая клавиатура. Но даже с такими ограничениями остается 360 горячих комбинаций, что должно удовлетворить самого ленивого пользователя. Так что у меня есть только одно замечание: не все комбинации можно набрать одной рукой и частенько приходится отрывать вторую руку от клавиатуры MIDI, мыши или трекбола. Однако не забывайте, что существует 36 метаклавиш (1-0 и A-Z), которые можно напрямую привязать к определенным инструментам.

Давайте потестируем FinaleScript. Иллюстрации даны для Macintosh, но пользователи PC тоже должны все понять. Для начала откроем палитру FinaleScript, как показано в Примере 1 (Plug-ins Menu/FinaleScript/FinaleScript Palette…)

Пример 1

Пример 2 показывает, какие иконки есть в палитре. По часовой стрелке: Воспроизведение; Стоп; Новый сценарий; Просмотр текущего сценария; Создание копии сценария; Удаление сценария; Создать новую папку; Создать отчет; Открыть диалоговое окно «Параметры»; Помощь; Состояние текущего процесса; Активный документ; Список сценариев.

Пример 2

Убедитесь, что ничего не выделено и в качестве текущей единицы измерения задана EVPU, то есть стандартная виртуальная страница (Finale 2011 Menu/Preferences/Measurement Units/EVPUs). Теперь щелкните по иконке  «New Script»; (Новый сценарий). В открытом списке сценариев появится новый, безымянный сценарий (Пример 3). Щелкните по нему дважды. Откроется окно редактирования скрипта, как в Примере 4.

Пример 3

Пример 4

В нашем случае это будет простой встроенный сценарий смены единицы измерения. Чтобы установить в качестве таковой дюймы, нужно пройти алгоритм: Finale 2011 Menu/Preferences/Mea-surement Units/Inches, но умная программа позволяет выполнить это действие нажатием быстрых клавиш. Вот и весь алгоритм. В строке «Название» («Name») введите имя сценария: «Изменить единицу измерения на дюймы» (в Примере 5 имя введено по-английски: «Change Meas. Units To Inches»). Для проверки сценария щелкните по кнопке «Run Script» («Запустить сценарий») и убедитесь, что единица измерения сменилась на «Inches» (дюймы). Если все работает, щелкните  «Save & Close» («Сохранить и закрыть»). При этом вы вернетесь в палитру сценариев, где в списке увидите новый сценарий (Пример 6).

Пример 5

Пример 6

Чтобы присвоить сценарию быструю комбинацию клавиш, дважды щелкните по имени нового сценария и вернитесь в окно редактирования (Пример 5). Отметьте галочкой опцию «Use Shortcut» («Использовать быстрые клавиши») и нажмите кнопку выбора («Select»). Появится диалоговое окно редактора быстрых клавиш (Пример 7). Нажмите любую клавишу на ваш вкус вместе с модификатором (обязательно использовать в качестве модификаторов клавиши «Control» и/или «Command»). Мы, например, выбираем комбинацию «Control-I». Если комбинация уже занята, редактор сообщит об этом. Если никаких сообщений нет, щелкните «OK». Вы вновь вернетесь в окно редактирования сценария и увидите, что ему присвоены быстрые клавиши (Пример 8).

Пример 7

Пример 8

Щелкните «Save & Close». Теперь в открытом окне палитры рядом с именем сценария видна быстрая комбинация (пример 9).

Пример 9

Вот и все! Вы только что, как говорил Оби-Ван Кеноби, «шагнули в большой мир». В окне палитры можно просмотреть предлагаемые готовые сценарии, открыть их и увидеть, как создавались более сложные сценарии. Все они выросли из простых операций, подобных той, что мы проделали. К Finale прилагается неплохо написанное руководство пользователя, в котором есть раздел, посвященный тонкостям работы с FinaleScript.

Должен признать, что из соображений экономии и от нежелания плодить лишние сущности я не спешил устанавливать FinaleScript. Но его несомненные преимущества (пакетная обработка, портативность, легкость программирования и др.) и отсутствие серьезных недостатков (могу назвать разве что небольшой дискомфорт при использовании некоторых быстрых комбинаций клавиш) решили вопрос в пользу FinaleScript.  Этот модуль несравнимо эффективнее, чем любая макро-программа. И может обойтись дешевле. 

 

Рон Хесс

  Перевод Екатерина Юрьева




Теги: