Загрузка страницы...

Женщина-кинокомпозитор

КиноМузыка online | 15.11.2011 | Рубрика: В центре внимания | Комментарии

Женщина-кинокомпозитор

Когда в семье интеллектуалов происходит трагедия, неизбежно начинаются взаимные упреки, и семейные узы вдруг превращаются в кандалы. Но композитору Джейн Антонии Корниш удалось придать драме «Светлячки в саду» нежное и очень трогательное звучание. Она строит хрустальные мосты между прошлым и настоящим (в фильме Дэнниса Ли две временных линии). Для обеих линий Корниш выбирает классику: для прошлого – прекрасное меланхолическое фортепиано и камерный оркестр, в котором задают тон скрипки, для настоящего – прогрессивные ритмы, напоминающие современных классиков Арво Пярта и Джона Адамса. Такое решение как нельзя лучше подходит для фильма о противостоянии неудачника-отца (Райан Рейнольдс) и работающего в мэйнстриме писателя-сына (Уиллем Дефо).  Их плохо скрываемая взаимная неприязнь может испортить жизнь и самому младшему члену семьи. И все же эта семейная история – не мыльная опера, а кино для интеллектуалов, во многом благодаря мелодичной музыке Корниш.

«Светлячки в саду» — самая заметная работа моей британской собеседницы в Голливуде. Вообще же в списке ее регалий есть премия Британской киноакадемии за очаровательное музыкальное оформление фэнтезийного фильма «Пять детей и волшебство» и номинация на премию Международной ассоциации критиков киномузыки за волнующую, беспокойную музыку к «Острову забытых душ». Диплом Лондонского королевского музыкального колледжа – еще одно объяснение увлечению классической музыкой в свободное от лос-анджелесской суеты время. В Голливуде Корниш также отметилась оркестровкой музыки Джона Пауэлла для «Хэнкока» и «Хортона». «Светлячки» показали, что Корниш готова претендовать на нишу, ныне занятую Рейчел Портман, и стать композитором для нежных струн души. Джейн Корниш – начинающий композитор, способный пробудить сильнейшие эмоции. И для этого ей не нужны истошные рыдания, а достаточно легкого шепота.   

КиноМузыка online: Как Вы пришли к музыкальной концепции «Светлячков в саду»? Как проходили переговоры с автором сценария и режиссером Дэннисом Ли?

Джейн Антония Корниш:  Мы с самого начала договорились, что требуется классическое музыкальное решение с фортепианным трио (фортепиано, скрипка и виолончель). Те же три музыканта должны были солировать с камерным оркестром. Мы составили подробную разметку, но в то же время мне разрешили писать в моем собственном стиле и руководствоваться интуицией. Так что сбылись все мои мечты! В итоге получилось современное классическое звучание с элементами минимализма, что очень похоже на мою концертную музыку. Некоторые сцены в фильме глубоко личные, поэтому нужна была красивая, эмоциональная и не слишком подавляющая музыка.

КМО: Фильм сам по себе очень печальный. Вы не опасались, что камерный подход сделает его совершенно депрессивным?

Джейн Антония Корниш: Нисколько. Мне кажется, что камерные ансамбли могут давать и яркое энергичное звучание. Некоторые камерные сочинения Шумана – например, его фортепианные квинтеты, — отлично поднимают настроение. Я понимала, что в «Светлячках» не должно быть мрачных, депрессивных интонаций. Наоборот, требовались экспрессивное, эмоциональное звучание и определенная легкость в комических, забавных сценах. Думаю, что фортепианное трио и камерный оркестр сработали хорошо, позволив мне создать нежное, тонкое звучание минимальными средствами. Инструментовка позволила сделать эти личные сцены глубже, богаче без доминирования музыки, чтобы зритель мог сопереживать героям. Полный камерный оркестр и соло на виолончели давали богатое звучание в самых драматичных сценах.  

КМО: Расскажите о темах главных героев.

Джулия Робертс. Кадр из фильма «Светлячки в саду»Джейн Антония Корниш: Наверное, самая запоминающаяся – тема Лизы (Джулия Робертс). Я уже говорила, что получила разрешение писать в своем стиле и создавать особенное звучание. Меня настолько тронул фильм, что тема Лизы родилась сразу после первого просмотра. Я примерила музыку к картинке, и все превосходно сошлось. Эта тема – чуть более классическая в сравнении с остальной музыкой, но она настолько насыщена эмоциями, что прекрасно подходит к сценам с Лизой и ее сыном. В полной версии тема исполняется фортепианным трио (фортепиано, скрипка и виолончель). Но в более спокойных сценах тему играет только фортепиано. Для таких сцен я еще придумала паузы, чтобы музыка была похожа на легкое дыхание и не вмешивалась в игру актеров.

«Светлячки в саду». Кадр из фильмаЕще одна тема соответствует отношениям между Майклом и его отцом. Отношения у них напряженные, порой доходит до открытой ругани. Поэтому каждый раз, когда звучит тема, фортепиано повторяет тревожную последовательность из трех нот. Затем добавляются флажолеты в исполнении камерного оркестра и несколько нот, сыгранных sul pont (с ведением смычка по струнам около подставки, чтобы получить безжизненное, неприятное звучание). Эта тема звучит, когда Чарльз (Уиллем Дефо) жестоко наказывает сына. План быстро меняется, и мы видим Лизу (Робертс), развлекающую гостей. С этого момента в тему Чарльза и Майкла врываются повторяющиеся шестнадцатые ноты. Они накатывают и уходят, как волны, отражая ее нарастающую тревогу за сына, попавшего под руку  мужу.  

И наконец, есть главная тема. Она открывает фильм. Это соло на виолончели в исполнении удивительного Зао Дан Жанга. Оркестр и фортепиано исполняют минималистичные, повторяющиеся последовательности нот, задавая тон для всего фильма.

[media=http://]

КМО: Какие эмоции, по-вашему, привносит в историю скрипичное или фортепианное соло?

Джейн Антония Корниш:  Оба инструмента – очень гибкие. В этом как раз и прелесть камерного ансамбля. В фильме есть красивые сцены с Лизой и ее сыном Майклом, где Лиза пытается помочь мальчику, зная о его проблемах с отцом. В такие моменты тему Лизы играет только фортепиано (мы работали с замечательной Женевьевой Ли). В этой музыке много пауз, воздуха, она не заглушает диалог, а только поддерживает сцену. Для скрипки же я написала неистовое виртуозное соло, страстно исполненное Алисой Парк, чтобы передать гнев и отчаяние Майкла. Соло грубо обрывает низкий диссонансный фортепианный аккорд. Приятно иметь в своем распоряжении инструмент, способный выразить такие эмоциональные крайности.

КМО: Кроме классики, Ваша музыка ассоциируется с такими композиторами модернистского толка, как Филип Гласс, Джон Адамс и Арво Пярт. Как Вы планировали сочетать старую и новую классику в одном фильме?

Джейн Антония Корниш:  Спасибо! Это очень приятные сравнения! Как я уже говорила, мне выпало счастье писать в собственном стиле. Поэтому в фильме много модернистской музыки. Более традиционное звучание мы видим в теме Лизы, оно хорошо подходит матери семейства. Мне хотелось написать запоминающуюся композицию, моментально узнаваемую в различных вариациях.

КМО: Одна из самых ярких композиций в фильме – «Blowing Up Fish». Она звучит, когда Майкл учит детей сестры добывать пропитание особенно экзотическим способом. Расскажите, как рождалась музыка дляэтой сцены.  

Джейн Антония Корниш: Эту композицию было весело писать, поскольку эпизод достаточно комичен. Я ее написала в стиле минимализма, разделив на оркестровую и фортепианную части. Струнные накладываются друг на друга и играют повторяющиеся последовательности. Иногда ноты совпадают, иногда расходятся, и это дает ощущение движения. Когда в кадре появляется прекрасный пейзаж, озеро, где развлекаются Майкл и дети, музыка становится красивее, выразительнее, но настроение радостного волнения остается. Музыканты вложили в исполнение море энергии, и это очень заметно.

КМО: Насколько Вам лично близка история «Светлячков»? 

«Светлячки в саду». Кадр из фильмаДжейн Антония Корниш: К счастью, я не испытала ничего из того, что переживает Майкл. Но фильм настолько хорошо сделан, в нем играют такие потрясающие актеры, что я невольно ставила себя на место героев. Фильм очень сильно тронул и вдохновил меня.

КМО:  Кто из кинокомпозиторов оказал на Вас сильнейшее влияние? И что Вы думаете о статусе женщин-композиторов в Голливуде?

Джейн Антония Корниш: Я с удовольствием слушаю любую талантливо написанную музыку. Еще важно, чтобы у композитора был собственный уникальный голос. Лет в девятнадцать на меня произвела огромное впечатление музыка Тору Такэмицу к фильму «Ран». Именно тогда я выбрала профессию кинокомпозитора. Это очень сильная музыка. Еще мне очень нравится музыка Филипа Гласса. Недавно я пересмотрела «Скандальный дневник». Потрясающая музыка! Просто леденит кровь!

Конечно, сейчас больше женщин-композиторов, чем раньше, но все равно мы еще редкость. Ширли Уокер проложила женщинам-композиторам дорогу в Голливуд, и я ей за это бесконечно благодарна.  

КМО: Расскажите, пожалуйста, о Вашем следующем фильме «Парк Хайленд».

Джейн Антония Корниш: О, это прекрасное кино от режиссера Эндрю Майерана! Фильм рассказывает о друзьях из Детройта. У них финансовые трудности, и на протяжении нескольких лет они совместно покупают лотерейные билеты… Вы, наверное, уже догадались, что происходит дальше! В главных ролях – Паркер Поузи, Дэнни Гловер и Билли Бёрк. Музыка в основном оркестровая и фортепианная с вкраплениями ударных и гитар. Сейчас заканчивается пост-продакшн, и очень скоро фильм выйдет в прокат.

«Светлячки в саду». Постер фильмаКМО: «Светлячки в саду» может стать для Вас прорывом, особенно учитывая его звездный состав. Тем не менее, фильм долго пролежал на полке. Как Выэмоционально справились с этой ситуацией?

Джейн Антония Корниш: Да, я считаю эту работу значимой для себя. И конечно, у фильма прекрасный актерский состав и выдающийся режиссер. Меня пригласили в проект этим летом, так что я не участвовала в процессе, когда фильм перемонтировали. В октябре в США вышла новая, нигде прежде не показанная режиссерская версия. Я всегда стараюсь писать для фильмов и не думать о прокате. Я же не могу на это повлиять. Мне очень радостно, что «Светлячки» вышли в США. Фильм очень красивый и должен понравиться зрителям.

 

Беседовал Даниель Швейгер

Перевод Екатерина Юрьева




Теги: Арво Пярт Джейн Антония Корниш Джон Адамс Джон Пауэлл Рейчел Портман Роберт Шуман Тору Такэмицу Филип Гласс Ширли Уокер