Загрузка страницы...

Музыка для героического фильма

КиноМузыка online | 14.08.2011 | Рубрика: В центре внимания | Комментарии

Музыка для героического фильма

Немногие сегодняшние кинокомпозиторы могут написать музыку для фильма о героических солдатах с той олдскульной оркестровой торжественностью, которая хорошо удается Алану Сильвестри.  Он начал с сериала о симпатичных полицейских-мотоциклистах «Калифорнийский дорожный патруль», затем написал темную и достаточно помпезную музыку для «Судьи Дредда» с Сильвестром Сталлоне. Потом были брутальные коммандос в исполнении Шварценеггера в «Стирателе» и «Хищнике». Сейчас Сильвестри считается лучшим композитором, пишущим для эпопей о суперсолдатах. Последние работы Сильвестри —  в остроумном боевике «Команда А» и в «Броске кобры», рассказывающем о подразделении суперсолдат, размахивающих высокотехнологичными гаджетами.

Алан Сильвестри — тяжелая артиллерия в армии сегодняшних композиторов, и для его калибра как нельзя лучше подходит такой герой, как Капитан Америка. Джо Саймон и Джек Кирби выпустили первый комикс об этом суперпатриоте накануне Второй мировой войны, и теперь, спустя 70 лет, Голливуд воздает ему заслуженные почести. Действие фильма происходит (к счастью!) все в те же сороковые, благодаря Джо Джонстону, режиссеру, имеющему большой опыт истребления нацистов после удачного фантастического семейного фильма о супергерое «Ракетчик». Теперь ему помогает Сильвестри, написавший музыку, оправдавшую ожидания поклонников Капитана Америки, а именно бравурную, удалую, с агрессивными металлическими ударными и воодушевляющей симфонической мощью. В этой музыке есть острые моменты, в которых герои оказываются буквально на волосок от гибели. Есть и идея национальной миссии, которую главный герой видит в противостоянии концентрированному злу в образе нациста по прозвищу Красный Череп и его приспешников из лаборатории «Гидра». Но больше всего Сильвестри преуспел в придании «Первому мстителю» тональности легендарной героики, возвышенной и решительной, свойственной всем без исключения героям культовых комиксов, вышедшим на большой экран. Вполне достаточно, чтобы заставить любого фаната Стива Роджерса вскочить и принести клятву верности своему отечеству. И чтобы порадовать любителей  кино, соскучившихся по настоящей героической музыке в современном экшне.

КиноМузыка online: В Вашей  музыке для экшн всегда есть что-то патриотическое?

Алан Сильвестри: Наверное, можно употребить слово «патриотическое», но я не думаю, что все сводится только к этому. «Патриотизм» предполагает привязанность к определенному месту, а мне кажется, что у моей музыки романтическое и героическое звучание. Я думаю, что идея героя, который защищает жертв несправедливости – это такой фантастический идеал.

КМО: Вы начинали с синтезаторного джаза для «Калифорнийского дорожного патруля».  Сейчас Вы славитесь как композитор, создающий очень мощное звучание с доминированием медных духовых. Как произошла такая эволюция?

Алан Сильвестри:  В индустрии развлечений и в кино человека часто помнят в связи с его последней работой. Когда я писал для «Калифорнийского дорожного патруля», я был человеком ритм-секции. После «Отца невесты» моя фамилия ассоциировалась с романтическими комедиями. Потом, когда вышел «Хищник», меня стали воспринимать как композитора, пишущего для экшн и приключений. Но я всегда подходил к киномузыке как к диалогу, тесному взаимодействию с самим фильмом. Если мне досталась добрая романтическая комедия, я буду говорить о романтике на языке музыки. Если это жесткий экшн, я использую другие музыкальные средства. Так что, по-моему, все дело в том, что композитор становится союзником режиссера.  

КМО: Почему Вы так любите медные духовые?

Алан Сильвестри: Они величественно звучат. Есть также и очень простые логистические и акустические соображения. В кино все, кто работает со звуком, борются за место под солнцем. Нужно, чтобы диалоги звучали четко и разборчиво. Боевики обычно наполнены звуковыми эффектами, которые придают им реалистичность. Так что композитору нужно найти инструменты, способные выжить в таком звуковом окружении, а медные духовые это могут. Возьмем хотя бы сцену погони на мотоциклах в середине «Первого мстителя», в которой много рева двигателей и стрельбы. Медные духовые не позволяют себя заглушить и делают музыку заметной там, где это могло и не произойти. Я действительно очень люблю использовать эти инструменты.  Медные духовые очень активно задействованы в героическом кино, например в фильмах «Назад в будущее» и  «Хищник», и их трудно переоценить.

КМО: «Первый мститель» — Ваш дебют в команде режиссера Джо Джонстона. Как у Вас все сложилось?

Алан Сильвестри:  Ко мне обратились достаточно поздно. На момент нашей первой и единственной встречи с Джо в нашем распоряжении было семь с половиной недель, потом нас ожидала запись в Англии. Мы обменялись приветствиями, сразу сели и разметили фильм. Потом я поехал домой, а через семь с половиной недель мы снова встретились в Лондоне и начали записывать музыку. От начала и до конца мне было очень приятно работать с Джо.

КМО: Фильм Джо «Ракетчик» — один из моих любимых фильмов о супергероях, особенно мне нравится то, как точно он сумел воссоздать эпоху. Вы смотрели «Ракетчика» до того, как получили заказ?

Алан Сильвестри:  Честно говоря, нет. И потом совершенно не было времени, потому что с первого дня я изо всех сил старался не выбиться из графика.

КМО: Какие музыкальные идеи родились на Вашей первой встрече с Джо? Вам с самого начала стало ясно, какой будет музыка?

Алан Сильвестри:  В определенной степени. Я понял, что нужно Джо. В «Первом мстителе» — очень интересное сочетание исходных условий.  Здесь мы имеем дело с параллельными вселенными, потому что это история о далеких 1940-х, перенесенная в футуристические, высокотехнологичные декорации. Джо хотел получить музыку для полного оркестра, чтобы можно было делать переходы между двумя мирами. До всего этого он дошел интуитивно. И еще на нашей первой и единственной встрече я услышал от него слово «тема». Такой подход мне очень нравится. Хорошо, когда у героя есть какой-то музыкальный знак, который делает музыку к фильму единым целым, не дает ей распадаться на отдельные кусочки.

КМО: Когда Вы работали над «Первым мстителем», Вы ориентировались на другие патриотические фильмы о Второй мировой войне?

Алан Сильвестри: Я бы не сказал, что на мою музыку повлиял какой-то конкретный фильм, но, конечно, есть определенные приемы, которые у нас ассоциируются с героикой такого рода. Можно вспомнить, например,Аарона Копланда и его очень показательную композицию «Fanfare For The Common Man»,  в которой есть типичные для этого жанра перкуссионные элементы, интервалы и выбор инструментов. Валторны с их, может быть, грубоватыми, но сильными интонациями. Героическое в музыке обычно ассоциируется с валторнами, тромбонами и трубами. Боевые сигналы не подают при помощи струнных. Таким образом, существует целый арсенал музыкальных средств, давно и прочно связанный с героикой. «Первый мститель» дал мне шанс все это попробовать. С таким героем композитор должен быть очень смелым.

КМО: А Вы были знакомы с героем до приглашения в проект?

Алан Сильвестри: Очень поверхностно. Я никогда не был фанатом комиксов о Капитане Америке, хотя, конечно, они мне попадались. Зато в последние три месяца я очень много слышу об этом персонаже!

КМО: Чему Вы научились, пока переводили Капитана Америку на язык музыки?

Алан Сильвестри:  Когда я стал изучать героя, то обнаружил, что один из его главных атрибутов — популярность. С тех пор, как он появился в 1941 году, его многие любили, для некоторых эта любовь тянется всю жизнь. Если об этом задуматься, становится страшно писать для него музыку. Поэтому я ограничился просмотром фильма, который сделал Джо. Если режиссер хорошо поработал, фильм сам расскажет о герое все, что нужно знать композитору.

КМО: Создатели фильма решили немного смягчить краски. Оригинальный герой комикса, помещенный в киношный контекст, мог бы выглядеть глуповато, особенно герой с таким именем. Насколько важно для Вас, чтобы героя, да и Вашу музыку воспринимали всерьез?

Алан Сильвестри: Капитан Америка — очень смелая и яркая задумка. Он достаточно напыщен, и нет нужды придавать ему дополнительную важность. Но это не означает, что нужно делать его смешным. Это не фарс, а Капитан Америка – не клоун. 

КМО: Как Вы работали над музыкой для Красного Черепа и «Гидры»?

Алан Сильвестри:  Это, кстати, интересно.  В музыке для положительного персонажа уместно использовать героические стереотипы. Но настоящий злодей должен быть оригинальной и глубокой личностью. Хорошие примеры – Люк Скайуокер и Дарт Вейдер.  Подобно Дарту Вейдеру, Красный Череп глубоко страдает. Он изгнанник, презираемый всеми, и его эмоции можно понять. Конечно, я относился к нему серьезно и писал для него по-настоящему злодейскую музыку. Но когда Красный Череп вспоминает о прошлом, ему можно посочувствовать, даже если он законченный негодяй. Поэтому мне было интересно писать для него. Красный Череп – далеко не плоский характер.

КМО: «Капитан Америка» для Вас второй фильм по комиксам после «Судьи Дредда». Тот фильм был не очень удачным, и Вам приходилось буквально вытягивать его. Насколько лучше Вам работалось в творчески благополучном, надежном проекте?

Алан Сильвестри: Все зависело от Джо Джонстона. Когда пишешь музыку для кино, то как будто нанимаешься матросом на корабль, а капитан – кто-то другой. Для успеха проекта всегда необходим лидер, способный ясно объяснить задачу. Композитору нужно знать, что делать и какими средствами, особенно если у него нет времени на самостоятельное изучение вопроса. Если режиссер поработал так же хорошо, как Джо Джонстон, фильм сам подскажет композитору, в каком направлении идти.

КМО:  Патриотическая песня «Star-Spangled Man» («Звездно-полосатый человек») – один из моих любимых треков на CD

Алан Сильвестри: Песню написали Алан Менкен и его соавтор Дэвид Зиппель. Она уже была в фильме к моменту моего появления. По настроению она, конечно, отличается  от моей музыки, но если вы увидите, для чего она использована в фильме, то поймете, что песня идеально решает свою задачу. Мне кажется, Алан отлично справился с работой. Мы вместе замечательно провели время в Англии, где одновременно записывали музыку.

КМО: Вы продолжаете писать для голливудских блокбастеров, хотя многие Ваши ровесники уже отошли от дел. К тому же, сейчас становится все сложнее работать тем композиторам, которые привыкли писать масштабную симфоническую музыку. Как Вам удается держаться на плаву в этих новых условиях?

Алан Сильвестри: Я просто делаю свою работу. А когда не работаю, посвящаю много времени изучению новых технологий. Вне всякого сомнения, техническая сторона вопроса сегодня очень важна для кинокомпозитора. При этом не имеет значения, пишет этот композитор для оркестра или нет. Конечно, технологии меняются с колоссальной скоростью, но мне всегда нравилась эта сторона работы. Так что я намерен продолжать учиться. Даже в «Первом мстителе» у меня есть электронная музыка. Если не следовать требованиям времени, в один прекрасный день режиссеры перестанут к тебе обращаться. Моя жизнь в кино оказалась такой долгой прежде всего потому, что я принял на вооружение новые технологии и все, что с ними связано. И еще потому, что мне всегда хотелось помочь режиссеру донести до зрителя все, им задуманное. Я всегда внимательно выслушивал режиссера. Не могу, впрочем, сказать, что это легко. В любом случае, независимо от причин, я счастлив, что все еще могу работать с такими замечательными людьми над интересными проектами.

КМО: Уже поговаривают о сиквеле к «Первому мстителю». Вы хотели бы продолжить борьбу с силами зла на стороне создателей комиксов Marvel Universe?  

Алан Сильвестри:  Все участники проекта меня прекрасно приняли – от Джо Джонстона до представителей Marvel. Так что было бы неплохо. Если меня попросят, я с удовольствием буду и дальше с ними сотрудничать.

 

Беседовал Даниель Швейгер

Перевод Екатерина Юрьева




Теги: Аарон Копланд Алан Менкен Алан Сильвестри