Загрузка страницы...

Итальянцы в России

КиноМузыка online | 03.12.2010 | Рубрика: В центре внимания | Комментарии

Итальянцы в России

Димитрий Скарлато — композитор и дирижер нового поколения, который уже известен в мире современной классической музыки, пробует себя в популярном жанре «кроссовер» и делает первые шаги в мире киномузыки. В его фильмографии — музыка к нескольким короткометражным и двум полнометражным фильмам. Скоро Димитрий впервые посетит Россию совместно со своим новым проектом — оперным трио «Аппассионанте», для которого он аранжирует произведения и дирижирует на концертах. Мы побеседовали с Димитрием за несколько дней до его приезда в Россию.

КиноМузыка online: Димитрий, расскажите, пожалуйста, как начался Ваш роман с Музыкой?

Димитрий Скарлато: Я начал играть на фортепиано в 5 лет, а в 6 лет – на скрипке. Но занятия навязал мне отец (он сам – композитор), и мне они были не по душе, так что в 12 лет я бросил музыку. Когда мне было 15, один приятель моего брата одолжил нам Korg M1 (в то время – очень популярный синтезатор). Я стал экспериментировать с его звуками, и мне это очень понравилось. Я начал играть в разных группах и вскоре понял, что мне интереснее всего писать и заниматься аранжировкой. Поэтому я решил вернуться к серьезным занятиям музыкой и, когда мне исполнилось 18, поступил на факультет композиции в консерватории Святой Сесилии в Риме. Там я изучал композицию, дирижерское мастерство, фортепиано и чтение партитур. Параллельно я практиковался в исполнении джазовой музыки в частных школах и работал ассистентом в студии, где освоил сэмплер и музыкальные компьютерные программы, научился аранжировать популярную музыку и музыку для театра. Итак, я бы сказал, что старался максимально расширить свою музыкальную компетентность.

КМО: Чем было вызвано решение переехать в Лондон? Расскажите, пожалуйста, о программе Вашего обучения в Королевском музыкальном колледже.

Димитрий Скарлато: Мне хотелось попробовать свои силы за рубежом, а Лондон оказался единственным местом, где музыкальная жизнь настолько разнообразна. Лондон дает много возможностей, и люди со всего света стремятся сюда, потому что в городе очень динамичная культурная жизнь. В то же время чувствуется, что Лондон находится под сильным влиянием Америки, здесь часто записывают музыку к известным фильмам. Я бы сказал, что Лондон – своего рода мост между Европой и Америкой.

В данный момент я пишу докторскую работу в Королевском музыкальном колледже и в основном занимаюсь современной классической музыкой, вокалом и оперной музыкой. Но главный довод в пользу Королевского музыкального колледжа: это солидное учебное заведение, получившее международное признание, и кроме того, здесь есть магистерский курс по киномузыке. Я активно общаюсь с коллегами с этого отделения, и время от времени мы сотрудничаем. Благодаря этому курсу мне удалось познакомиться с выдающимися композиторами, пишущими музыку к фильмам и современную классику, – такими, как Говард Шор, Дарио Марианелли,Хельмут Лахенман и Кайя Саариахо.

КМО: Когда Вы заинтересовались музыкой для фильмов? Как Вам пришла мысль стать кинокомпозитором?

Димитрий Скарлато: Пожалуй, музыка в кино заинтересовала меня в подростковом возрасте. На одном из итальянских телеканалов я несколько раз посмотрел «Однажды в Америке» Серджио Леоне и просто влюбился в прекрасный саундтрек Эннио Морриконе. Позднее, во время учебы в консерватории, моя любовь к музыке кино только окрепла, и я стал искать возможности написать саундтрек. Но обстоятельства сложились так, что я начал писать музыку к театральным спектаклям и мюзиклам и, по-моему, это была хорошая школа.

КМО: Назовите ваших любимых классических композиторов и кинокомпозиторов.

Димитрий Скарлато: Из классических композиторов, наверное, Бах, Стравинский, Равель, Берио и Лигети. Из тех, кто писал и пишет для фильмов, – Эннио Морриконе, Дон Дэвис, Збигнев Прейснер, Майкл Джаккино, Крэйг Армстронг, Джон Пауэлл, Ян Тирсен.

КМО: Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как Вы получили работу в препродакшн фильма «Суини Тодд»? И как Вам работалось?

Димитрий Скарлато: Все началось абсолютно случайно. Закончив магистерский курс по композиции в Лондонской школе музыки и драматического искусства  Гилдхолл, я разослал свои CD повсюду в Лондоне: в театры, в издательства, в музыкальные агентства и т.д. У меня появилось много контактов среди композиторов, и, в конце концов, мне позвонил Терри Дэвис, которому требовался ассистент для проекта в кино. Я согласился без долгих расспросов и только спустя некоторое время узнал, что мне предстоит участвовать в препродакшн «Суини Тодд». Задача была не особенно творческой (музыка была взята из мюзикла и изначально принадлежала Стиву Соденхайму), но было очень интересно составить представление о том, каково работать в большой киноиндустрии. Выдержав жесткие сроки и высокие профессиональные требования, я сделал большой и серьезный шаг в своей карьере.

КМО: Вы в первую очередь композитор или дирижер? Что Вам больше по душе – писать музыку или дирижировать?

Димитрий Скарлато: Я, во-первых, композитор и уже затем – дирижер. После переезда в Лондон я решил сосредоточиться на сочинении. Мне действительно довелось дирижировать на нескольких концертах современной классической музыки. Но я, прежде всего, композитор, который обожает дирижировать. Надеюсь, что в будущем мне представится еще не одна возможность выступить в качестве дирижера.

КМО: Как у Вас начинается работа над фильмом – со сценария? Или когда картина уже смонтирована?

Димитрий Скарлато: Ко мне обычно попадает смонтированный фильм. Как правило, не окончательный вариант. Но иногда меня просили написать музыку и до начала съемок (так было с моим последним полнометражным фильмом «Per Sofia»), и все получилось превосходно. Могу еще сказать, что подход к работе зависит от моих отношений с режиссером.

КМО: Расскажите, пожалуйста, о Вашей любимой музыке к фильмам.

Димитрий Скарлато: Это «Однажды в Америке» и «Матрица». Первый фильм с его чудесными мелодиями, которые прекрасно раскрывают характеры персонажей, по-настоящему вовлек меня в мир киномузыки. Меня впечатлило еще и то, что в фильме звучит флейта Пана, потому что едва ли не впервые этнический инструмент был использован вне своего географического контекста. Во втором фильме – интеллектуальный саундтрек, не вполне привязанный к теме, но очень хорошо написанный. Музыка выступает ненавязчивым фоном и придает фильму глубину. Очень интересно и вдохновляюще звучат медные духовые инструменты.

КМО: У Вас есть любимые инструменты? Вы часто используете этнические или другие специфические инструменты?

Димитрий Скарлато: Конечно, есть! Виолончель, труба, флюгельгорн и аккордеон. У меня есть опыт работы в джазе, поэтому, сочиняя в этом стиле, я делаю трубу ведущим голосом. Мне также посчастливилось лично знать потрясающего трубача и нескольких замечательных виолончелистов, которые иногда влияют на мой выбор инструментов. Помнится, однажды я спросил Эннио Морриконе, почему в его ранней музыке так много вокальных партий. Он ответил, что знает очень хороших вокалистов и просто хочет как можно чаще их  привлекать.

Пока у меня не было возможности использовать этнические инструменты, но мне очень хочется при случае это сделать. Еще мне нравится смешивать электронный звук с настоящим живым звуком и писать полностью электронную музыку, как, например, для 25-минутного короткометражного фильма  «Город в небесах», вошедшего в программу 66-го Венецианского кинофестиваля. Сейчас фильм доступен на ITunes в некоторых странах.

КМО: Опишите «фильм Вашей мечты», то есть картину, ради работы над которой Вы отдали бы что угодно?

Димитрий Скарлато: Он похож на кинотрилогию «Властелин колец» и на фильм «Мулен Руж», в которых переплетаются так много музыкальных жанров.

КМО: Ваш последний полнометражный фильм – «Per Sofia». Расскажите, пожалуйста, о музыке к этой картине – что делает ее особенной?

Димитрий Скарлато: Основная особенность в том, что это независимый фильм, в котором музыка играет важную роль. Это история скрипача, которого преследует мелодия для фортепиано – до тех пор, пока ему не удается запомнить ее и создать новое произведение для фортепиано и скрипки. Поэтому у фильма две главных музыкальных темы: тема музыканта и та мелодия, что ему постоянно слышится. Как я уже говорил, для этой картины я написал кое-что до начала съемок – мелодию, которая преследует героя. Мы с режиссером лишь однажды обсудили эту тему, а затем мне удалось вообразить и сцену, и музыку. По всей видимости, у меня все получилось, поскольку тема произвела сильнейшее впечатление на режиссера, она была в восторге. Я задействовал всего лишь струнный квартет, флейту и фортепиано, добавил немного электронных звуков и абсолютно уверен, что это позволило мне создать очень задушевную, теплую музыку. Моя работа получила хорошие рецензии в Италии. Кроме того, фильм был включен в программу международных фестивалей, так что я вполне доволен результатом.

КМО: Сейчас Вы участвуете в новом проекте с оперным трио «Apassionante». Почему этот проект Вас заинтересовал? Вы впервые приезжаете в Россию?

Димитрий Скарлато: Я бы сказал, что это скорее не оперное трио, а гибридный музыкальный проект, поскольку в нем перекрещиваются репертуар и манера исполнения, характерные для оперы и поп-музыки. Я занят главным образом как дирижер и оркестровщик. Я уже дирижировал и был оркестровщиком на записи их второго альбома – «Salve», а теперь занимаюсь оркестровкой третьего альбома, запись которого намечена на следующую весну. Проект дает мне шанс много писать для оркестра и, таким образом, лучше изучить его возможности. Еще это возможность поработать с авторами песен, открыть для себя мир песен, что очень полезно для кинокомпозитора в наше время. Мы хотим, чтобы в третьем альбоме был «синематичный» звук, поэтому музыка кино — еще один источник вдохновения для меня сейчас.

Несмотря на мое русское имя, я никогда еще не был в России и действительно с нетерпением жду предстоящей поездки. Хотя я и назвал в числе любимых композиторов только Стравинского, должен признаться, что на мое творчество повлияли и другие русские композиторы, а также русские режиссеры. Фильмы Эйзенштейна и его сотрудничество с Прокофьевым были полезным уроком, когда я только начинал знакомиться с миром кино. Так что жду – не дождусь, когда поеду в Россию!

КМО: Что бы Вы посоветовали нашим читателям (в основном это композиторы из России и стран СНГ, которые мечтают о Голливуде)?

Димитрий Скарлато: Постоянно слушайте как можно больше разной музыки. Все время старайтесь узнать что-то новое, изучайте разные музыкальные жанры. Попробуйте участвовать в проектах, которые помогут либо получить другие предложения, либо повысить ваше мастерство и написать музыку, непохожую на то, что вы делали прежде. Если вы хотите работать в Голливуде или в Лондоне, было бы неплохо поучиться в хорошей школе для кинокомпозиторов – например, в Национальной школе кино и телевидения в Лондоне или в Калифорнийском университете. Часто предложения поступают от людей, с которыми знакомишься во время учебы, а в этих местах, несомненно, можно встретить киношников, продюсеров и редакторов.  Нужно все время быть в работе, потому что любой проект может вывести на проект в кино. И еще: всегда нужно делать демонстрационную подборку под конкретного человека, которому вы собираетесь ее предложить.

Работайте и оттачивайте мастерство, но не забывайте быть в гуще событий – там, где можно познакомиться с представителями киноиндустрии: с режиссерами, редакторами и продюсерами. Наконец, последний, но очень важный совет: никогда не отступайте до тех пор, пока не добьетесь успеха!

Беседовала Валерия Коротина




Теги: Говард Шор Дарио Марианелли Джон Пауэлл Димитрий Скарлато Дон Дэвис Збигнев Прейснер Йанн Тирсен Кайя Саариахо Крэйг Армстронг Майкл Джаккино Сергей Прокофьев Стив Соденхайм Хельмут Лахенман Эннио Морриконе Ян Тирсен