Загрузка страницы...

Музыкальные фантазии «Нарнии»

КиноМузыка online | 12.12.2010 | Рубрика: В центре внимания | Комментарии

Музыкальные фантазии «Нарнии»

Если есть композитор, способный перенести землянина в зачарованный мир мистики, а потом вернуть его обратно в более или менее неизменном виде, то его зовут Дэвид Арнольд. Арнольд дебютировал в Голливуде, имея в своем багаже только одну работу —  британскую криминальную драму «Молодые американцы», и его музыка к «Звездным вратам» (1994) произвела в мире кино эффект разорвавшейся бомбы, или, скорее, коктейля Молотова: коктейля из богатых оркестровых тем, эпического хора и сумасбродных приключений. С тех пор Арнольд занимается творческим поиском в различных стилях: от эпического экшна в «Дне независимости» и в «Последнем из племени людей-псов» до  римейка классической истории монстра («Годзилла»), фанк-истории из жизни чернокожих («Шафт») и черной комедии «Стэпфордские жены». Кроме того, Арнольд подарил новые музыкальные голоса двум своим «соотечественникам» – Шерлоку Холмсу и Агенту 007. Его сильная музыка к фильмам «Завтра не умрет никогда», «Казино Рояль» и «Квант милосердия» напомнила зрителям о Джоне Бэрри, при этом Арнольд побил рекорд Бэрри по числу фильмов Бондианы.

Забавно, однако, что Арнольд не имел дел с инопланетным миром с момента выхода нашумевших «Звездных врат», что делает путешествие в компании с Дэвидом Арнольдом на борту «Покорителя Зари» исключительно приятным, не говоря уже о том, что это более «детский» проект, чем предыдущий фильм франшизы «Хроники Нарнии: Принц Каспиан». Приняв волшебную палочку композитора «Нарнии» из рук Гарри Грегсона-Уильямса, Арнольд одним ее взмахом создает блестящую симфоническую музыку, которая знаменует его третью работу с режиссером Майклом Эптидом после «И целого мира мало» и «Удивительной легкости». Пока лев Аслан ведет вернувшихся английских подростков, Каспиана и множество очаровательных волшебных существ через новые испытания, Арнольд сопровождает их, чередуя фантастические мелодии в стиле старой школы, мрачный хор, темы морских приключений и милого волшебства, по которому зритель успел соскучиться. Все это непременно порадует армию поклонников К.С. Льюиса. Часто повторяется основная тема, что придется по душе любителям старого кино, в котором все выстроено вокруг одной главной мелодии, не говоря уже о той публике, которая обожает мелодии, способные открыть дверь в другие миры для их нестареющего воображения.

Теперь, войдя в наступивший сезон праздников с «Нарнией» и другими очень сильными фильмами – «Доброе утро» и «Сделано в Дагенхэме», Дэвид Арнольд рассказывает о своем музыкальном путешествии и возвращается вместе с нами в тот мир, в котором все началось.

КиноМузыка online: Насколько давно Вы знакомы с книгами о Нарнии? Вы читали их в детстве? 

Дэвид Арнольд: В детстве я прочитал первые три и остановился на этом. Потом, кажется, перешел к греческим мифам и легендам. Но для фильма я прочел всю серию. И снова увидел те же образы, что возникали у меня, когда я читал эти книги в детстве.

КиноМузыка online: Вы очень хорошо подготовились, прежде чем войти в музыкальную сагу об агенте 007. Каково было начинать работу над третьим фильмом «Нарнии»?

Дэвид Арнольд: Здесь у меня есть некоторое преимущество: история очень сильно отличается от первых двух, герои отправляются совсем в другие места. В этом фильме нет Сьюзен и Питера, да и о ведьме мы слышим всего раз или два. Так что это скорее самостоятельный фильм с несколькими знакомыми персонажами, чем третья часть традиционной трилогии. Мне помогало и то, что мы уже сделали три фильма с режиссером Майклом Эптидом. Он дал мне понять, что хочет снять совсем другой фильм, однако мы оба считали очень важным сохранить дух первых двух фильмов о Нарнии.

КиноМузыка online: Ваш предыдущий фильм, сделанный с Майклом — «И целого мира мало» — возможно мой самый любимый из Ваших работ над Бондианой.  На этот раз Вы создали своеобразный «экшн» для молодежи. Что в этот раз было принципиально нового в вашем сотрудничестве?

Дэвид Арнольд: Я набрасывал темы для фильма, отстранившись от самого фильма. Я знаю текст книги, но так и не прочел сценарий, все мои идеи навеяны книгой. Мне пришлось показать Майклу довольно много своих наработок, прежде чем я понял, каким будет фильм. Мне казалось, что, когда он узнает свой фильм в моей музыке, будет не так уж сложно привязать музыку к сюжету. В этом смысле наш стиль работы не особенно отличался от того, что было раньше. «Покоритель Зари» стал для Майкла настоящим испытанием. Из-за различных задержек и проблем со студией ему потребовалось несколько лет, чтобы снять этот фильм, так что я на два года опоздал к началу съемок. Я старался поддержать его, как мог, и он отвечал мне тем же. Майкл — джентльмен, и мы, наверное, действительно снимали в настолько веселой и искренней обстановке, как никогда раньше.

КиноМузыка online: Вы стремились сохранить ту тональность, которую Гарри ранее создал в «Нарнии» или сделать что-то совершенно иное, учитывая, что «Принц Каспиан» традиционно считается слишком мрачной историей? Вы хотели написать «более легкую», более волшебную музыку?

Дэвид Арнольд: Ключевым моментом для меня было вернуть волшебство. Я с самого начала заявил, что хочу написать по возможности оптимистичную музыку, что музыка не должна звучать цинично или зловеще без крайней необходимости. Я сознавал, что второй фильм был мрачнее по сравнению с первым, и что мы можем, подсыпав кое-где волшебного порошка фей, порадовать себя и зрителя.

КиноМузыка online: В последний раз Вы участвовали в создании по-настоящему инопланетного мира еще в «Звездных вратах». Вам было приятно вернуться в мир фантастики с «Покорителем Зари?»

Дэвид Арнольд: Мне очень нравилось делать эти мощные старые фильмы с Роландом Эммерихом. Настолько они были вне всяких рамок – никаких правил, никаких ограничений. «Нарния» дала мне шанс снова поиграться с этими идеями. Давно уже мне не доводилось писать музыку, где нужно было решать столько акустических и оркестровых задач.

КиноМузыка online: Действие этой части «Нарнии» происходит в основном на корабле. Как вы задумали передать ощущение морского приключения?

Дэвид Арнольд: Я думаю, что в таких фильмах нужна мощная тема и запоминающиеся мелодии. Я старался написать такую тему для корабля «Покоритель Зари», чтобы  было понятно – это не только благородный и героический корабль, но еще и дом для всех, кто плывет на нем на протяжении фильма.

КиноМузыка online: Расскажите подробнее о том, как создавались различные темы для фильма.

Дэвид Арнольд: Кроме главной темы «Покорителя Зари», в фильме есть еще тема «зеленого тумана», призванная показать, что туман – опасная злая сила. Он заманивает юных героев по-детски наивной музыкой. Наивной, но странноватой и по-настоящему искушающей. Есть тема поиска мечей и тема лордов Нарнии, которым принадлежали мечи. Последняя немного напоминает церковный гимн. Я не забывал, что для многих поклонников «Нарнии» важна духовная составляющая книг и поэтому хотел, чтобы в этой теме и некоторых других присутствовало благоговение. В то же время, я надеюсь, что смог написать достаточно запоминающуюся, живую и экспрессивную музыку.

КиноМузыка online: Вы создали очень интересные эффекты с помощью духовых и ударных инструментов. Расскажите нам о более экзотических «этнических» элементах в музыке «Покорителя Зари».

Дэвид Арнольд: Брион Уоллес сыграл на шофаре, Маурицио Венегас – на свистульках, а Ян Хендриксе – на дудуке. Энергия и мастерство этой троицы на самом деле заставили инструменты ожить. Я также записал небольшой хор девочек лет десяти, которым пришлось шептать, визжать и напевать с закрытым ртом. Затем взял эти записи и совместно с Робом Плэйфордом создал звуковой фон для некоторых сцен фильма. Мы хотели получить тревожное звучание, которое может присутствовать в любом голосе, но особенно выражено в голосах детей. Это помогло показать детскую наивность и страх перед ведьмой, искушающей детей. Мы несколько исказили голоса, и они зазвучали более тревожно; искажение наивных детских голосов отражает в фильме действие сил зла.

КиноМузыка online: Как и в «Звездных вратах», в «Покорителе Зари» интенсивно используется хор. Как Вы думаете, почему этот прием так подходит к эпическому жанру? Слова, которые мы слышим, действительно что-то означают, как в эльфийском языке, который Говард Шор использовал во «Властелине колец»?

Дэвид Арнольд: Хор всегда ассоциировался с чем-то эпическим. Мне кажется, это из-за эффекта прямого исполнения. Никаких инструментов, только пение. Я думаю, именно это нас так волнует, когда мы слушаем хор. К тому же, все мы когда-нибудь пели сами или слушали, как кто-нибудь поет нам, – обычно родители. Вот что делает хоровое пение таким «родным». Слова, которые зритель слышит в «Покорителе Зари», латинские. Мне не хотелось пользоваться английским, чтобы не получить аналог греческого хора, комментирующего драму. В фильме звучат латинские фразы, по смыслу тесно связанные с тем, что происходит на экране.

КиноМузыка online: Каковы ваши прогнозы: это может стать началом «перезапуска» фильмов о Нарнии? Ведь мы говорим и о смене тональности и возможности продолжения Вашей работы над серией?

Дэвид Арнольд: Я рад, что вошел в «нарнийскую» семью, и надеюсь, что о продолжении работы можно будет говорить, когда мы увидим, насколько интересен зрителям вышедший фильм. Во всех книгах «Нарнии» прекрасные сюжеты, а это всегда востребовано в современном кино.

КиноМузыка online: Вы также писали для двух «девчачьих» фильмов, которые сейчас в прокате: «Доброе утро» и «Сделано в Дагенхэме». В «Добром утре» Вы вновь работаете с Роджером Мичеллом, режиссером фильма «В чужом ряду», для которого написали совершенно уникальную музыку. Почему «Доброе утро»? Вы надеялись сказать новое слово в жанре музыки для романтических комедий?

Дэвид Арнольд: Мы с Роджером хотели уйти от обычного для американских романтических комедий решения в ключе струнного пиццикато и фортепиано. Поэтому в «Добром утре» звучит простая и оптимистичная фортепианная мелодия. Это тема, которая соответствует надеждам и мечтам главной героини Бекки.  Но важно было сделать музыку для Бекки – сотрудницы новостной программы — более жесткой. В конце концов, у меня получилась джазовая мелодия для фортепиано, вибрафона и контрабаса. Еще там есть оригинальный набор ударных: в числе прочего мы топали ногами и просто стучали по всему, что смогли найти в студии.

КиноМузыка online: В «Сделано в Дагенхэме» не так много романтики, фильм выстроен вокруг сильной, предприимчивой женщины. Расскажите, пожалуйста, как Вы написали музыку, которая подходила бы женщине, проявляющей свою политическую волю вместо того, чтобы быть «белой и пушистой»?

Дэвид Арнольд: В этом фильме много песен. Мне хотелось, чтобы музыка не только раскрывала характеры женщин – энергичных, сильных и упорных, — но и показывала, что завод Форда – тоже персонаж фильма, у которого прямо противоположный характер. Тема завода – безжалостная, неприятная, механическая, непреклонная, поскольку это история а-ля Давид и Голиаф, история женщин, борющихся за свои права. На съемках «Дагенхэма» работала отличная команда, и мне очень понравилось то, что у нас получилось. На самом деле я думаю, что в фильме присутствует романтика, хотя и не в традиционном понимании этого слова, — героини находят свою дорогу в жизни и достигают поставленных целей.

КиноМузыка online: Вы создали музыку еще для одного фильма о легендарном английском герое – телесериала «Шерлок Холмс», который у нас становится все популярнее. Вы ставили себе задачу «осовременить» ранее написанное для фильмов о Холмсе с учетом того, что действие перенесено в наши дни?

Дэвид Арнольд: Я работал над музыкой к «Шерлоку» вместе с моим другом Майклом Прайсом, поскольку параллельно писал для «Доброго утра» и не мог сам со всем справиться. Проблема заключалась в том, что за год до выпуска фильма мы совместно подготовили пилотную версию, а затем BBC решила вместо намеченных шести эпизодов сериала по 60 минут сделать три 90-минутных серии. Так что пришлось вернуться к началу и все переделать, а в результате мы закончили работу почти на год позже, чем планировалось изначально. К тому времени, разумеется, Гай Ричи уже выпустил своего «Шерлока Холмса». Мне приятно было увидеть, что наш сериал столь разительно отличается от его полнометражной версии. Впервые посмотрев нашего «Шерлока», я подумал, что уже лет пять не видел настолько захватывающего телевизионного фильма. Бенедикт Камбербэтч, снявшийся в главной роли, — тоже мой приятель, еще с тех пор, как я работал с Майклом Эптидом над «Удивительной легкостью», так что было вдвойне приятно видеть его блистательную игру в тандеме с Мартином Фриманом, который совершенно не стремится затмить Бенедикта и позволяет нашему Холмсу выделяться и быть экстравагантным. Я не видел предыдущих версий «Шерлока Холмса» и не думал, что должен «осовременить» более ранние музыкальные решения. Я не помню такой музыкальной темы, которая у всех ассоциировалась бы с Шерлоком, так что работать начал с чистого листа.

КиноМузыка online: В этом году Вы провели запоминающуюся благотворительную акцию для организации CARE, в которой, кажется, приняли участие почти все известные американские и европейские кинокомпозиторы. Расскажите, пожалуйста, что Вас вдохновило сделать это шоу, и с какими трудностями Вы столкнулись?

Дэвид Арнольд: Если вы зайдете на вебсайты Care International, вы поймете, что заставляет меня делать для них все, что в моих силах. Вместе с сотрудниками CARE я ездил в Руанду, видел, что там происходит и какую помощь оказывает эта организация. Я также собираюсь в следующем году съездить в Индию, на Гаити и в другие страны, чтобы быть в курсе всего, что происходит, и рассказать людям, что можно сделать. При подготовке концерта я столкнулся в основном с финансовыми трудностями. Но, к счастью, все композиторы согласились сами о себе позаботиться. Они сами выбрали музыку, спланировали свои поездки и чрезвычайно щедро вкладывали в проект свои время и силы. Томми Пирсон, который помогал мне и Коналу Доддсу (Метрополис) продюсировать концерт, был основным координатором. Получилось замечательное оптимистичное шоу, было невероятно много юмора.

КиноМузыка online: Как вы считаете: если живешь по Вашу сторону Атлантики, это дает больше шансов на организацию успешного концерта киномузыки? Это говорит о том, что британцы больше уважают киномузыку, чем американцы?

Дэвид Арнольд: На концерте для CARE  исполнялась музыка из фильмов потому, что я сам композитор и фанат киномузыки. Вероятно, здесь есть серьезные ограничения, так как публика хочет слышать только хиты из таких фильмов, как «Звездные войны», Бондиана. Поэтому меня не удивляет, что такие концерты устраиваются редко. Я надеюсь, что смогу организовать похожее шоу для CARE в Лос Анджелесе в будущем году и пригласить тех, кто не смог поучаствовать в лондонском концерте. Так что скоро мы увидим, насколько популярна музыка из фильмов в Америке!

КиноМузыка online: Кажется, приближаются съемки следующего фильма о Бонде. Вы уже думали, какой будет музыка к новой части? И что, по-вашему, изменится в образе Бонда?

Дэвид Арнольд: Я пока не задумывался об этом. Нам совсем недавно сообщили, что мы снова будем снимать. Но я не хочу загадывать и лучше помолчу до тех пор, пока не увижу сценарий и не начну набрасывать идеи. Надеюсь только, что следующая часть будет на уровне моих любимых фильмов. Думаю, я не одинок в этом желании. И мне всегда интересно, как сыграет Дэниел Крэйг. Но, как и со всем остальным в кино, все зависит от сценария… Могу только сказать, что возлагаю большие надежды на этот сценарий, как и любой другой фанат Бонда во всем мире!

 

Беседовал Даниель Швейгер




Теги: Гарри Грегсон-Уильямс Джон Бэрри Дэвид Арнольд Майкл Прайс