Загрузка страницы...

Дом-музей Исаака Шварца

КиноМузыка online | 21.07.2011 | Рубрика: NoTA BENE | Комментарии

Дом-музей Исаака Шварца

Исаак Шварц, пос. Сиверский Гатчинского района Ленинградской области, 2005. Фото Жанны Николаевой.

Поселок Сиверский Ленинградской области. Многие ценители киномузыки, знают, что именно здесь жил и работал композитор Исаак Шварц. И именно здесь 18 мая открылся «Дом-музей композитора Исаака Шварца». С помощью Антонины Владимировны Нагорной-Шварц, директора Дома-музея, специально для читателей «КиноМузыки online» мы проведем виртуальную экскурсию.  

Антонина Нагорная-Шварц: Сделаю небольшое отступление, чтобы очень коротко представить благословенное место (выражение Исаака Иосифовича), где он прожил, почти безвыездно, последние 45 лет своей жизни. Сиверский – это поселок, находящийся в семидесяти километрах южнее Санкт-Петербурга, замечательное, удивительно красивое место, с уникальным микроклиматом, с богатой историей. До революции эта местность была дачной столицей. Недаром здесь была дача Аполлона Майкова, к которому часто приезжал Федор Достоевский, дача Крамского, дача Плещеева, дача Комисаржевской, здесь много картин написал Шишкин. Когда читаешь письма Зинаиды Гиппиус, часто встречаешь упоминание о Сиверской. Они с Мережковским любили отдыхать здесь. Часто бывал Александр Блок. Совсем недалеко находится село Рождествено, где жил Владимир Набоков. Его «Другие берега» — это о наших местах, о реке Оредеж с ее изумительно красивыми красными берегами…  

В окрестностях, в деревне Суйда располагалась усадьба Ганнибала, в деревне Кобрино родилась няня Пушкина – Арина Родионовна, в деревне Выра, где проходил почтовый тракт, проживал пушкинский герой – станционный смотритель Самсон Вырин. И все это рядом. Рукой подать…  

Итак, добро пожаловать! Ленинградская область, поселок Сиверский, Пушкинская улица, дом 4 — таков точный адрес «Дома-музея композитора Исаака Шварца». На участке находятся два дома, один из которых был построен в 1964 году, где жил Исаак Иосифович, второй — появился чуть позже, в 1970-м году, где он работал и где останавливались гости. Именно в этом доме, в «творческой мастерской» Исаака Иосифовича и открыт музей.  

КиноМузыка online: Как родилась идея открыть Дом-музей Исаака Шварца? Это частный музей или он открыт при поддержке государства?   

Антонина Нагорная-Шварц: Буквально сразу, дней через десять после ухода Исаака Иосифовича я получила письма из нескольких архивов, где вместе с выражением соболезнований были настоятельные просьбы передать им на хранение его архив. Я стала разбирать архив Исаака Иосифовича, чтобы определиться, в какой же из них его отдать. Конечно, я знала, что архив очень большой, но не представляла насколько большой. На какую-то условную его систематизацию у меня ушло несколько месяцев. Вы знаете, все документы, письма я читала и раньше, но когда собрала их вместе, просмотрела и прочитала их, как говорится, на одном дыхании, не отвлекаясь ни на какие другие дела, ощущения были совсем другие — я была потрясена.  

Безусловно, немаловажную роль играл факт потери близкого человека, друга, мужа, которого я любила и люблю. Мы с Исааком Иосифовичем были настолько близки духовно, настолько понимали друг друга, что я невольно смотрела на все его глазами, как будто он был рядом со мной. Да и сейчас, и, наверное, так будет всегда, что бы я не задумала, что бы я не делала, прежде всего, я задаю себе вопрос: «Как бы в данной ситуации поступил Исаак Иосифович?». Чем глубже я вникала в те уникальные документы, письма, фотографии, тем чаще ловила себя на мысли, что отдать все, что было так дорого, что так бережно собирал и хранил Исаак Иосифович, я физически не смогу – «рука не поднимется».  Но, даже не это было главным в принятии решения о создании «Дома-музея композитора Исаака Шварца». Я поняла, что этот архив должен быть доступен для всех. Допускаю – я пристрастна, и в данном случае это нормально. Архив Исаака Иосифовича можно назвать личным или семейным, но на примере одной семьи можно проследить целую эпоху, в которой родился, учился, формировался, как личность, жил, работал Исаак Шварц – Человек, Творец.  

Очень трудно в формате небольшого интервью говорить об имеющихся документах, поэтому придется поверить мне на слово — многие документы уникальны.  

КМО: Насколько было трудно открыть Музей? Кто помогал или все своими силами?  

Антонина Нагорная-Шварц: Никаких трудностей в процессе создания «Дома-музея композитора Исаака Шварца» я не встретила. Я нашла не только поддержку, но и реальную помощь у руководителей Гатчинского района, на территории которого находится дом Исаака Иосифовича, ставший теперь музеем. С огромной благодарностью и признательностью хочу вспомнить Главу администрации Гатчинского муниципального района Худилайнена Александра Петровича, первого его заместителя Любушкину Елену Викторовну, начальника отдела культуры Мкртчяна Даниила Арменовича. Они с большим энтузиазмом поддержали мою идею и сделали все, чтобы этот музей заработал. Оформить первую экспозицию мне помогла заведующая, расположенного неподалеку «Музея усадьбы Рождествено» Авикайнен Ирина Владимировна.  

КМО: Кто руководит музеем?  

Антонина Нагорная-Шварц: Руковожу музеем, конечно же, я.  

КМО: Звучит ли музыка Исаака Шварца в музее?  

Антонина Нагорная-Шварц: В музее, встречая каждого, звучит его музыка. И так будет всегда…  

КМО: В чем Вы видите задачи музея?  

Антонина Нагорная-Шварц: Исаак Иосифович обладал удивительным и редким даром – даром  объединять людей разных профессий и возрастов. Его всегда окружали люди. Для него это было не только нормой жизни, но и жизненной потребностью. Именно в общении с ними, он и черпал ту простоту, искренность, душевность, мудрость, — качества, присущие всем его сочинениям.  

Поэтому двери дома Исаака Иосифовича всегда были гостеприимно распахнуты для людей — будь то, знаменитые и не очень, друзья хозяина дома или совсем незнакомые ему люди. Распахнуты они и сейчас для всех: и для друзей; и для почитателей творчества композитора; и для тех, кто приходит просто посмотреть, где жил и творил автор множества мелодий, песен, романсов, принесших ему любовь слушателей нескольких поколений; и для тех, кто приходит почтить его память и выразить свою признательность, благодарность за то добро, которое он нес нам, слушателям, своей светлой, пронзительной музыкой…  

Для сотрудников «Дома-музея композитора Исаака Шварца», очень важной, я бы даже сказала, приоритетной, является задача поддерживать традиции этого Дома. Свою задачу мы видим не только в том, чтобы знакомить посетителей с фактами биографии и местом жизни композитора, но и (может быть, это прозвучит несколько самоуверенно, но, поверьте, искренне) посредством искусства объединять людей. В музее каждую субботу проходят камерные вечера, показы фильмов, тематические вечера. Мы их посвящаем знаменательным датам, людям, которые бывали в этом доме, друзьям Исаака Иосифовича, людям с которыми он работал.  

КМО: Сколько комнат в музее?  

Антонина Нагорная-Шварц: В музее три комнаты, летняя веранда и мансарда. Одна из комнат, в которой Исаак Иосифович работал – мемориальный кабинет. Здесь все оставлено так, как было всегда: черный рояль «Блютнер», на стенах книжные полки, шкаф с нотами и пронумерованными аудиокассетами, которые Исаак Иосифович сам записывал с радио «Орфей», когда еще не было компакт-дисков, картотека на них, кровать и т.д. Все вещи, конечно, подлинные. Это вещи, которыми он пользовался (вплоть до канцелярских скрепок), — книги, которые он читал, ноты, по которым играл, радио, магнитофоны, проигрыватели компакт-дисков, написанные им клавиры и партитуры…  

Две другие комнаты заняты под экспозиции. Выставлена малая часть экспонатов (экспозиции будут меняться), там же находится знаменитая стена с «иконостасом» (так в шутку Исаак Иосифович называл стену в кабинете, где висели подаренные ему фотографии друзей).  

На веранде и на лестнице, ведущей на второй этаж, в мансарду – афиши кинофильмов, спектаклей, музыку к которым писал Исаак Иосифович; афиши концертов. В мансарде на стенах — тоже афиши, книжные полки с журналами «Новый мир», «Вопросы литературы», «Вопросы истории», «Дружба народов», «Знамя», «Нева»…  

КМО: Что особенно любил Исаак Иосифович? Есть ли какие-то особенные вещи, которые можно встретить только у такого человека, как Исаак Иосифович?   

 

Исаак Шварц у рояля «BECHSTEIN», Сиверская, рабочий кабинет. Фото из семейного архива.

Исаак Шварц у рояля «BECHSTEIN», Сиверская, рабочий кабинет. Фото из семейного архива.

Антонина Нагорная-Шварц: Исаак Иосифович был очень скромным и неприхотливым человеком. В доме очень скромная обстановка (не потому, что не мог позволить себе, просто его это устраивало, да и не придавал он этому большого значения) и тот минимум вещей, которые были ему нужны для жизни и работы. Поэтому любил все вещи, которые его окружали и, которыми пользовался — и оба дома; и оба рояля – главное его богатство (в доме, где он жил, в кабинете, тоже есть рояль — «BECHSTEIN», но отдавал предпочтение роялю «BLUETHNER» за более нежный звук); и многочисленные радиоприемники — неизменные спутники при всех переездах, начиная с немецкого лампового Telefunkenа, Sony, Thomson, Panasonic и заканчивая Grundig Satellit, которые были, по выражению Исаака Иосифовича, его «политическими университетами»; и потрясающий нотный архив, — дореволюционные издания П. Юргенсона, А. Каспари, немецкого издательства «Петерс»; и потрясающая фонотека виниловых грампластинок с записями выдающихся дирижеров, скрипачей, виолончелистов, пианистов, певцов. Кстати, грампластинки, несмотря на их неизбежный хруст, треск и шипение, он ценил выше, чем компакт-диски.  

КМО: С чего начинается экспозиция в музее Исаака Шварца?  

Исаак Шварц, мама и сестры Софья и Мария. Фото из семейного архива.

Антонина Нагорная-Шварц: Первые документы датированы 1893 годом — фотографии бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек Исаака Шварца. Сохранилась «Метрическая выпись» 1914 года о бракосочетании родителей Исаака Шварца — Иосифа Евсеевича Шварца и Рахили Соломоновны Бергер. Здесь можно увидеть уникальные дневники Иосифа Евсеевича, которые он вел во время учебы в Петербурге в 1911 году, где можно прочитать не только о любви к Рахили,  его тоске по ней, но и о жизни и быте тогдашнего Петербурга, о постановках опер и спектаклей, которые он посещал. Вот, например, фотография 1926 года, где снята Рахиль Соломоновна с тремя детьми  — Софьей и Марией (старшие сестры Исаака) и Исааком в трехлетнем возрасте.  

Особый интерес вызывает детский дневник Исаака Шварца, в котором среди совсем детских записей о том, кто с кем дружит в школе, кто его обидел, в какую девочку он влюблен и т.д., есть записи, по которым можно проследить путь развития, если можно так выразиться в данном контексте, Исаака Шварца, как музыканта.  

 Например, его впечатления от прослушивания музыки:  

«… Был в Филармонии на концерте оркестра. В программе Бетховен и Вагнер. Мне очень понравилась последняя вещь «Увертюра к «Риенцам» Вагнера…» (29 декабря 1935 г).  

«… Сегодня не пошел в школу. Плохо себя чувствовал. Сейчас убийственное настроение. Слушал марш из 3-й Симфонии Бетховена. Какая эмоция! Сила переживаний! От этого настроение совсем упало… Возникает идея создания чего-то возвышенного, революционного…» (1 декабря 1936 г.)  

Есть в дневнике очень трогательные и смешные записи, говорящие о том, что Исаак был ребенком своего времени:  

«Как видно папа и мама не особенно радуются моему решению по музыке. А бабушка твердит: «Я хотела бы, мне было бы приятно, если бы ты хорошо играл, но это было бы на втором плане, а главное был бы инженером, ученым, доктором, профессором»… Короче говоря, бабушка считает профессию музыканта не интересной, а главное низкой, стыдливой. Я не буду спорить. Ибо бабушка правильно рассуждает по старому времени. Но в советской стране, в стране бесклассового общества, в стране, где учение стоит выше всего, музыка считается не унизительной. Наоборот, у нас очень ценятся даровитые музыканты. И большую гордость музыканту должно составлять то, что он воспевает страну, страну свободы, то, что он теперь ложит фундамент истинной советской музыки. И великое достоинство должно овладеть нашими музыкантами, литераторами, скульпторами и т.д., то, что они воспевают родину трудового человечества… К сожалению, я кажется не исполню волю бабушки, ибо у меня к музыке есть какое-то тяготение. И я твердо решил идти по намеченному пути…» ( 11 декабря 1935 г.)  

Много фотографий Исаака Шварца с аккордеоном периода 1946 – 1953 гг. с отдыхающими Домов отдыха, где он вынужден был каждое лето работать. После окончания первого курса консерватории встал вопрос о том, что делать летом? Его консерваторские друзья со старших курсов быстро научили его играть на аккордеоне и посоветовали отправиться в пионерский лагерь или Дом отдыха, которых было множество в окрестностях Ленинграда, что он и сделал. И каждое лето, вплоть до 1953-го года Исаак Шварц работал музыкальным руководителем в пионерских лагерях, читал лекции о музыке, работал массовиком-затейником, играл на танцах в Домах отдыха, в общем, развлекал народ. Он, видимо, хорошо владел аккордеоном, т.к. сохранилось много грамот, отзывов отдыхающих о его игре и лекциях.  

В эти же годы, с осени и до лета, он давал частные уроки детям и руководил художественной самодеятельностью, что в те времена было не только распространено, но даже обязательно, на фабриках, заводах, в институтах. Также сохранилось много Договоров, грамот…  

КМО: Что самое интересное и ценное в коллекции для Вас?  

Антонина Нагорная-Шварц: Для меня самое ценное – детский дневник Исаака Иосифовича, дневник его отца Иосифа Евсеевича и, конечно, его письма из тюрьмы и этапа.  

КМО: Кто бывал в Вашем Доме?  

Антонина Нагорная-Шварц: Владимир Мотыль, Владимир Венгеров, Григорий Аронов, Михаил Швейцер, Сергей Соловьев, Аркадий Кордон, Владимир Бортко, Акира Куросава, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Ирина Муравьева, Зиновий Гердт, Булат Окуджава, Иосиф Бродский, Натан Эйдельман, Юрий Лотман и многие другие.  

КМО: Исаак Иосифович был гостеприимным человеком? Можете вспомнить какие-нибудь особенные встречи, вечера?  

Антонина Нагорная-Шварц: Как Вы понимаете, все встречи с вышеперечисленными людьми были особенными, уникальными.  

КМО: Был ли в Доме какой-то особенный уклад? Распорядок?  

Антонина Нагорная-Шварц: Распорядок дня был следующий: Исаак Иосифович рано просыпался, часов в семь-восемь. День начинался с полуторачасового массажа и гимнастики у-шу (китайская оздоровительная гимнастика). При этом он всегда слушал музыку. Потом был завтрак, непродолжительная прогулка и до обеда он работал. После обеда был отдых, во время которого он опять слушал музыку, радио или читал книги. Вечером работал не всегда, только если работу нужно было закончить срочно. Вечером после ужина, были более длительные прогулки. Если рядом был интересный собеседник, прогулка могла продолжаться два-три часа или до тех пор, пока тот не просил пощады.  

КМО: Интересно, как выглядят черновики записанных партитур. Мы знаем, что Александр Сергеевич Пушкин любил рисовать на полях, когда писал свои стихи. А у Исаака Иосифовича были какие-то свои особенности записывания музыки?  

 

Исаак Шварц пишет партитуру, Сиверская. Фото Жанны Николаевой.

Исаак Шварц пишет партитуру, Сиверская. Фото Жанны Николаевой.

Антонина Нагорная-Шварц: Черновиков партитур не существует. Существуют в огромном количестве черновики клавиров. Клавир – это дирекцион к партитуре (сначала Исаак Иосифович всегда делал клавиры). На многих из них есть две большие буквы «О.В.» — «окончательный вариант». Это означает, что музыка готова и можно было приступать к написанию партитуры.  

Рукописные партитуры Исаака Иосифовича тоже скоро будут выставлены. Они очень аккуратны, почти без зачеркиваний и помарок. Написание партитур было его любимым занятием совсем не потому, что это, как-бы, завершение работы над произведением, последний ее этап, отнюдь, нет. Он очень любил оркестровать и всегда с огромным удовольствием, наслаждением и радостью приступал к этой работе. Исаак Иосифович настолько любил это занятие, что никому и никогда не доверял эту работу, хотя были прекрасные мастера аранжировки. Так что, все, что звучит в кинофильмах, это все его оркестровки. Я уж не говорю о симфониях, кантатах… все делал сам. По этой причине, когда началась «эра» сериалов, он закончил работать в кино, так как сериалы, в основном, изначально предполагают электронную музыку, записанную на синтезаторе, а ему это было не интересно. Наверное поэтому, в его творческом «портфеле» только два сериала – «Шахматист» и «Дом на набережной», — оба эти сериала снимал человек, которого он любил, с которым не только много работал, но и дружил, режиссер Аркадий Кордон, — и в них звучит музыка, записанная «живым» оркестром. Работал с оркестром Исаак Иосифович тоже всегда с наслаждением. Он очень любил, уважал, ценил, в общем, с огромной приязнью относился ко всем музыкантам всех оркестров, коих было в его жизни немало, и музыканты отвечали ему взаимностью.  

Как Вы понимаете, это далеко не полный перечень документов, называемых теперь «архивом Исаака Шварца», которые хранятся в Доме-музее. Часть из них выставлена на экспозиционных стендах, часть – находится в запасниках (более подробную информацию обо всей экспозиции можно увидеть на официальном сайте композитора Исаака Шварца, который готовится к открытию – прим. ред.).  

КМО: Что окружает Дом-музей? Есть ли территория вокруг музея, и вообще, что там есть, где можно прогуляться? Где любил гулять Исаак Иосифович?   

Антонина Нагорная-Шварц:  Буквально через дорогу, в пятидесяти метрах от дома находится огромный живописный парк с густым вековым еловым лесом, в котором течет река Оредеж.  Вот в этом парке Исаак Иосифович часто гулял.  

КМО: Как работает музей? Проводятся ли регулярные экскурсии и в какие часы? Можно ли заказать персональную экскурсию? Куда позвонить? Или, может быть, обратиться по электронной почте?  

Антонина Нагорная-Шварц: Музей работает ежедневно с 11:00 до 17:00, кроме понедельника и вторника. Экскурсии проводятся в эти же часы. Групповые экскурсии можно предварительно заказать по телефону: +7 921 590 57 78 или по электронной почте: dom-muzeischvartza@yandex.ru. Каждый посетитель музея (даже если он один) может попросить провести для него индивидуальную экскурсию, что экскурсовод Киселева Лариса Петровна всегда с удовольствием делает (экскурсия длится 50-60 минут). Приходите, мы рады всем!  

КМО: Как лучше добраться до Вас? Сколько ехать из Санкт-Петербурга?  

Антонина Нагорная-Шварц: Из Санкт-Петербурга с Балтийского вокзала до станции Сиверская идут электропоезда (1 час 20 мин), далее автобус № 511 до остановки «Пушкинская улица» (7 -10 мин).  

 

Редакция «КиноМузыки online» выражает свою признательность и благодарность вдове композитора Антонине Владимировне Нагорной-Шварц за предоставленные материалы.  




Теги: Исаак Шварц