Загрузка страницы...

Музыка «Даров смерти»

КиноМузыка online | 17.11.2010 | Рубрика: В центре внимания | Комментарии

Музыка «Даров смерти»

После того как великий музыкальный волшебник Джон Уильямс девять лет назад в «Философском камне» определил саунд Гарри Поттера, новые студенты по классу композиции в Школе Чародейства и Волшебства «Хогвартс» очень удачно добавляли что-то свое к постоянно развивающимся основам.  Эти «последователи» были очень разные – от Уильяма Росса до Патрика Дойла иНиколаса Хупера, и каждый привносил свой собственный элемент в мир фантастических чудес и темноты во время своего «обучения».  За почти десятилетие и шесть вышедших фильмов о Поттере наши юные герои сталкиваются все с более суровыми испытаниями, в то время как их заклятый враг Лорд Волан-де-Морт набирает силу. Триумвират Гарри, Рона и Гермионы достигнет небывалых высот в наиболее ужасающем, щекочущем нервы фильме – первой части из двух последних, завершающих эпическую сагу о Поттере, на этот раз с «Дарами смерти».

В этом фильме главные герои, которые когда-то были ангелоподобными детьми, теперь выброшены в «реальный» мир, и все что когда-то было новым, опять устарело, но есть одна деталь, которая возвращает нас к основам – это потрясающая музыка Александра Депла.  Он не в первый раз облагораживает фантастические саги.  Депла перемешал эмоции старения и фантазии рождения в «Бенджамине Батоне», привнес симфонические раскаты в сверхъестественные драки в «Сумерки. Сага. Новолуние» и «Золотой компас».  На этот раз Депла входит в мир Хогвартса с неподражаемой, шикарной музыкой, о которой можно сказать, что она больше чем Уильямс, чем сам Уильямс, но при этом в ней сохранен собственный, богатый на темы голос Депла, который и сделал его наиболее востребованным французским композитором в Голливуде на сегодня, со времен таких мастеров — мелодистов, как Морис Жарр и Жорж Делерю.

Из-за многочисленных сцен смерти в «Дарах» можно было бы подумать, что в музыке будет много симфонической мрачности, но подход Депла органично легкий, как полет на метле, и в то же время захватывающий.  Зловещие хоры смешиваются с лихим экшеном на экране, жутковатые струнные Темного Лорда окутывают как туман, а экзотичная восточная музыка завораживает. Тоскливые фортепиано и скрипка рассказывают о том, что детство закончилось, а нависшие симфонические тучи несут нас к неожиданному повороту сюжета в конце фильма – и все это время иногда проявляется тонкая, классическая тема Уильямса. Достаточно прямолинейная, без оркестровых излишеств, музыка Депла для первой части «Даров» занимает достаточно высокое место во всей музыкальной саге о Гарри Поттере. Она околдовывает своим симфонизмом старой школы и выводит выпускной класс в новый мир захватывающей магии и эмоциональных обид, смешивая чувство удивления с низменными обычаями мира взрослых, в то время как Хогвартс провожает своих выпускников колокольным звоном.

КиноМузыка online: Вы были знакомы с фильмом, книгами о Гарри Поттере, прежде чем приступили к работе над «Дарами Смерти»?

Александр ДесплаАлександр Депла: Я читал книги, видел фильмы и слышал все саундтреки.  Я пересмотрел все фильмы заново, прежде чем начать писать музыку. Я старался не слушать музыку к предыдущим фильмам слишком внимательно, так как у меня сложилось достаточно хорошее представление о том, что Джон Уильямс придумал для этого сиквела.

KMO: Что такого, на Ваш взгляд, есть в Вашей музыке, что привело Вас к этой работе — такому лакомому куску для любого композитора?

Александр Депла: Я думаю, что наш режиссер Дэвид Йэтс больше всего ценит мой подход к драматургии.  Этот фильм отличается от других фильмов о Гарри Поттере, так как герои выросли – это молодые люди, покинувшие Хогвартс. Возможно все дело в простоте моих мелодий, в прозрачности, но в то же время и утонченности оркестровок, которые требуют виртуозного исполнения от музыкантов.

KMO: Ваш последний большой проект в жанре фэнтези – «Золотой компас».  И хотя Ваша музыка была великолепна, от самого фильма ожидали гораздо большего.  Насколько более комфортно Вам работалось сейчас, так как Вы знали заранее, что этот фильм будет успешным?

Александр Депла: Честно говоря, «Сумерки. Сага. Новолуние» — это тоже фэнтези, если только вампиры и оборотни не являются частью вашей реальности!  И хотя «Золотой компас» не так хорошо был принят в США, он собрал достаточно неплохой бокс-офис в других странах мира, более 300 миллионов долларов США. Я приобрел очень богатый опыт на этом проекте и очень многому научился.  Вы знаете, написать музыку к фильму – это всегда непросто, это не зависит от бюджета фильма. Я всегда стараюсь писать музыку так вдохновенно и профессионально, как только могу, ведь у меня есть обязательства перед режиссером и продюсерами фильма, которые мне доверяют. И, конечно, не стоит вставать перед ста пятью музыкантами Лондонского симфонического оркестра, если ты не надеешься увидеть в их глазах уважение.

Гарри Поттер Дары Смерти. Музыка Александра Деспла

KMO: Первая часть «Даров смерти» — это Ваш второй саундтрек для крупной франшизы, ориентированной на взрослых, после «Новолуния».  Было ли что-то похожее в работе над этими двумя фильмами, и в Вашем подходе к ним?

Александр Депла: Гарри Поттер уже давно существует сам по себе, он стал «референсом».  Моей целью было написать музыку, которая отражала бы мою самобытность, но которая также передавала бы сверхъестественный мир фантазий о Гарри Поттере, который уже вошел в миллионы домов за последние десять лет.

KMO: Вам хотелось, чтобы Ваша музыка была как-то связана с тем, что делали предыдущие композиторы Поттера?  На Ваш взгляд, как музыка для «Даров смерти» отличается от музыки к предыдущим фильмам?

Александр Депла: Я просто писал оркестровую музыку и старался найти как можно больше новых, интересных звуков.

KMO: В «Дарах смерти», возможно больше чем в любом другом фильме о Поттере, мы слышим возвращение к тому стилю, который изобрел Джон Уильямс для ранних фильмов.  Это было сделано намерено, и каким образом Вы добились этого «уильямского саунда»?

Александр Депла: Я не могу писать музыку как Джон Уильямс.  Только он это может, и я даже не осмелился бы попытаться это сделать.  Он – Учитель кинокомпозиторов, но, только идя по собственному пути, следуя нашему собственному голосу, мы можем достигать новых вершин в нашем творчестве.

KMO: Как вы выбирали те моменты, где Вы цитируете тему Уильямса?

Александр Депла: Вместе с режиссером Дэвидо Йэтсом мы выбирали самые точные моменты, когда это цитирование было уместно, а именно когда Гарри медленно, но верно отходит от своего детства, теряет невинность.  И когда погибает другой главный герой.

KMO: Вы могли бы немного рассказать об основных темах в «Дарах смерти»?

Александр Депла: Так как Гарри, Рон и Гермиона теперь все время в бегах, так как за ними гонится Волан-де-Морт, они никогда не бывают в одном и том же месте дважды.  Они все время в движении.  Я переключался между темами в зависимости от ситуации, или места действия (Министерство Магии, сражение в небе), также есть темы персонажей: Добби, Дамблдора, Волан-де-Морта, Батильды Бэгшот, Лавгуд и нескольких других; тема «Забвения», которая передает их потерю невинности, а также чувство опасности – это основная тема во время кульминации; темы волшебных устройств (Детонаторов, Даров смерти).

KMO: У Вас есть любимый персонаж как в фильме, так и в музыке?

Александр Депла: Мне нравится Добби. Он веселый, невинный, храбрый и носит классные красные кроссовки.

KMO: Гарри и его друзья сталкиваются с невообразимыми ужасами, и, тем не менее, Вашу музыку нельзяназвать депрессивной, или слишком драматичной. Для Вас было важно, чтобы музыка была не слишкоммрачной?

Александр Депла: Я всегда стараюсь в своей музыке добавить элемент отвлеченности от того, что происходит на экране. Вместо мрачности в моей музыке много заводных ритмичных мотивов и нежной меланхолии с оттенком невинности.

KMO: Как Вы отразили в Вашей музыке мир магии Гарри, который также сосуществует с реальным миром,присутствующим в «Дарах» больше чем в любом другом фильме о Поттере?

Александр Депла: Мы старались уйти от «волшебного мира Гарри Поттера».  Герои попадают в реальный мир.  Вот почему не так часто, как в других фильмах, звучит тема Хедвига.

KMO: В треках «Лавгуд» и «Дары смерти» используются экзотические инструменты. Расскажите нам оних.

Александр Депла: В обоих треках используется «ханг» — это перкуссионный инструмент, на котором играют руками или мягкими молоточками. Он был изобретен несколько лет назад в Швейцарии.  Он звучит как стальной барабан, но с оттенком гамелана.  Я также играл на «поющей флейте» и использовал флейту сякухати (японская бамбуковая флейта, прим. ред.)  в нескольких местах.

KMO: Изначально, не предполагалось, что Вы также будете писать музыку и для второй части «Даров».  Что, по Вашему мнению, повлияло на решение режиссера Дэвида Йэтса пригласить Вас и на заключительную часть саги?

Александр Депла: Может быть мой акцент?  На самом деле его совсем не слышно, когда я пишу музыку.

KMO: Что нам ожидать от музыки к финальному фильму о Гарри Поттере?  Сколько тем из «Даров» перейдут в следующий фильм, и будут ли написаны какие-либо новые темы?

Александр Депла: Еще не знаю, пока я не готов ответить, до этого еще далеко.

KMO: На Ваш взгляд, Вы относитесь к числу тех не многих композиторов, которым «прощают» традиционную, оркестровую мелодичную музыку в Голливуде сегодня?

Александр Депла: Мне нравится киномузыка, которая «вплетена» в фильм, но все же может существовать самостоятельно и после того, как заканчивается сеанс в кинотеатре.  Все великие саундтреки обладают этим качеством. Когда я пишу музыку, я всегда стараюсь сохранить баланс между функциональностью и полетом фантазии.  Многие саундтреки 70-х и 80-х, в которых использовано очень много электроники, сейчас уже очень устарели. Симфонический оркестр обладает такой палитрой цветов, такой выразительностью, что он никогда не устареет.  Для меня лично оркестровое звучание Моцарта, Равеля, Тору Такэмицу, Нино Рота, Алекса Норта,Мориса Жара, Бернарда Херрманна и Джерри Голдсмита никогда не устарееет.

King's SpeechKMO: Ваш еще один большой проект в этом сезоне – фильм «Король говорит!».  Это ваша вторая работа над фильмом об английских монархах после фильма «Королева».  Какой подход Вы избрали для этой семьи, и как Вы раскрываете человеческую личность, которая спрятана под короной?

Александр Депла: Я робко надеюсь, что когда-нибудь меня посветят в рыцари. Если серьезно, то этот фильм рассказывает историю человека, страдающего от дефекта речи.  Заикание делает его несчастным, из-за него он не может выполнять свой долг, а если принять во внимание, что этот человек – будущий король Англии, то ситуация становится очень драматичной. Больше всего меня в этой истории заинтересовали те страдания, которые терапевт старается «излечить», а именно та боль, которую главный герой пережил в детстве. Музыка следует за Георгом VI как камера репортера, через его надежды и сомнения в выздоровлении.  Мы слышим его мотив – повторяющуюся ноту на фортепиано, и понимаем, что он как будто пойманный зверь в клетке, что он застрял и не может найти выход. Он как птица, которая не может петь. Мы записывали музыку на студии Abbey Road, и наш звукоинженер Пит Коббин нашел в архивах EMI три «королевских» микрофона. Да-да, Георг V, Георг VI и Королева мать имели собственные микрофоны, изготовленные специально для их речей, отделанные серебром, и мы использовали их для записи музыки. Они создают нежную завесу для звука, очень трогательную, как патина, и это на самом деле очень впечатляет. Мы использовали переходы от королевских микрофонов к современному оборудованию. Это было очень интересно.

KMO: Вы работаете над проектом Терренса Малика «Древо жизни» уже несколько лет. Вы могли бы немного рассказать о музыке для этого фильма?  Какие чувства Вы испытываете, ведь после стольких лет работы, фильм наконец-то выходит на экраны в следующем году?

Александр Депла: Я так и не видел финальную версию фильма.  У Терренса собственное восприятие звука и музыки.  Он вставляет музыку, которая нравится ему, и иногда она непредсказуема. Он попросил меня написать музыку до того, как я увидел отснятый материал. Мы работали с ним очень тесно на протяжении почти трех лет, так что я жду с нетерпением выхода фильма, мне интересно, что получилось в конечном итоге.

KMO: Как никто другой из современных композиторов Вы совмещаете в своем творчестве и «высокое искусство», то есть пишите музыку для артхаусных проектов, и большое звучание блокбастеров в жанре фэнтези.  Как Вам удается сохранять такой баланс в творчестве?  И сможет ли «Гарри Поттер» перевесить чашу в свою сторону?

Александр Депла: Лично для меня, Гарри Поттер – это нечто большее, чем коммерческий блокбастер.  Это явление, уже вошедшее в историю кино, как в свое время «Звездные войны».  Кино всегда было и всегда будет для меня, прежде всего, искусством.  Именно поэтому, я стараюсь работать с режиссерами, которые разделяют мои страстные представления о кинематографе. Я могу бесконечно работать со Стивеном Фрирзом, Дэвидом Финчером, Романом Полански и Жаком Одиаром.

KMO: Расскажите, каково это подводить своеобразный итог звучанию Гарри Поттера в двух фильмах о «Дарах смерти»?

Александр Депла: Это достаточно сложно, необходимо оправдать все ожидания, и мне предстоит еще очень много работать.

Беседовал Даниель Швейгер




Теги: Алекс Норт Александр Депла Бернард Херрманн Джерри Голдсмит Джон Уильямс Жорж Делерю Морис Жар Николас Хупер Нино Рота Патрик Дойл Тору Такэмицу Уильям Росс