Загрузка страницы...

Встречи с другими мирами

КиноМузыка online | 01.09.2011 | Рубрика: CD обзор | Комментарии

Встречи с другими мирами

«Ковбои против пришельцев»/«Другая земля»

Композиторы: Гарри Грегсон-Уильямс/Fall on Your Sword

Лейблы: Intrada, Varese Sarabande, Milan

В фильме «Ковбои против пришельцев» музыку порой заглушают звуковые эффекты: стук копыт и выстрелы лазерных пушек. Поэтому имеет смысл послушать отдельно выпущенный саундтрек. Но Гарри Грегсон-Уильямс наверняка знал, на что идет, берясь за музыку для фильма с таким названием. К тому же, у него уже есть богатый опыт работы в ярком экшне, переполненном звуковыми эффектами: в портфолио композитора «Люди Икс: Начало. Росомаха», «Хроники Нарнии» и «Принц Персии».

Прилежный ученик Ханса Циммера, Уильямс – настоящий мастер стиля, в котором сочетаются оркестровая музыка, рок и сэмплы. Но в «Ковбоях против пришельцев» мы слышим другого Грегсона-Уильямса, значительно более строгого и сдержанного. Музыка прекрасно соответствует мрачноватому тону фильма, заданному режиссером Джоном Фавро. Несмотря на шутливое название, это кино нельзя назвать забавным. И Гарри Грегсон-Уильямс, конечно же, не станет иронизировать в одиночку. Музыка к «Ковбоям против пришельцев» целиком построена на музыкальных архетипах, никаких внутренних шуток.

На прошлогоднем фестивале «Комик-Кон» в Сан-Диего Фавро провел предпросмотр сцены первой атаки пришельцев. Тогда зрители услышали впечатляющую музыку Джерри Голдсмита, в которой акцент ставился не на экшне как таковом, а на мотиве страха перед непостижимым. Можно, конечно, пофантазировать, что мог бы сделать Голдсмит для этого фильма, если бы он был с нами, но слабо верится, что сейчас в Голливуде прошла бы полностью оркестровая версия. Вероятнее всего, фильм все равно был бы «осовременен» электронными вставками, и Грегсон-Уильямс успешно поработал именно в этом ключе. Не менее успешно композитор решает задачу синтеза жанров – вестерна и фантастики. Тема главного героя в самом начале звучит воодушевляюще. Здесь и электрогитара, и оркестр, и перкуссия, имитирующая цоканье копыт. Но в ней уже присутствуют зловещие нотки необъяснимого страха, и мы понимаем, что не все здесь ладно. Вооруженный отряд защитников разрушенного городка отправляется отомстить захватчикам под лихое, бравурное симфоническое сопровождение, практически незаметно переходящее в рок-ритмы. Уильямсу с его огромным опытом смешения традиционного и шокирующе нового в музыке удалось органично соединить два звуковых пласта воедино.

«Ковбои против пришельцев» — не классический вестерн. Герой Дэниела Крейга больше напоминает не ковбоев Клинта Иствуда, а супербойца из «Росомахи». Для начала потерявший память герой вышибает мозги первому встречному, а затем зрителя ждет не одно кровавое побоище с участием гадких инопланетян. Ведущие мотивы в музыке для главного героя – сила и душевные страдания, поэтому, несмотря на волнующие экшн-вставки, музыка получилась в целом мрачноватая и даже торжественная. В одном эпизоде даже явственно слышится цитата из композиции Голдсмита к «Чужому». Впрочем, еще чернее на этом фоне выглядят леденящие душу звуковые эффекты и металлический грохот, сопровождающие каждое появление инопланетных монстров, до отвращения похожих на жаб. Пугающий и таинственный звуковой портрет «демонов» завершают загадочные голоса, наводящие ужас на героев, которые по сценарию живут задолго до появления самого слова «пришелец». Тем не менее, в саундтреке находится место для нежных гитар и флейт, похожих на пение колибри, соответствующих немногочисленным любовным сценам и теме мужской дружбы. Но такие моменты длятся недолго, и вскоре зловещая музыка незваных гостей из космоса снова настраивает зрителя на попкорновый лад.

«Ковбои против пришельцев» — саундтрек, оправдывающий ожидания и вполне соответствующий своему названию. Здесь есть таинственная фантастическая музыка, чисто ковбойская героика и реактивный экшн, который можно слушать как самостоятельное произведение, настолько гладко соединяются композиции – с начала и до последнего выстрела. Возможно, Гарри Грегсон-Уильямс и не создал шедевра, но саундтрек получился очень добротный.

У «космической» фантастики – свое особое узнаваемое электронное звучание: странные футуристические звуки, напоминающие тональный набор номера, как у Луиса и Бебе Барронов в «Запретной планете», нарочито бесцветные жутковатые пульсирующие звуки, как у Джила Мелла в «Штамме Андромеда» или зловещий металлический скрежет, созданный на синтезаторе Брэда Фидела для робота-убийцы из «Терминатора». Но в последнее время в кино пришли танцевальные ритмы рейва и хип-хопа (за это спасибо музыкантам, переквалифицировавшимся в композиторы: BT («Экстази») и группе The Chemical Brothers («Хана. Совершенное оружие»), а также Тренту Резнору и Аттикусу Россу, получившим Оскара за «Социальную сеть»).

Фантастика не осталась в стороне. Электронная музыка sci-fi стала теплее и энергичнее, хотя и сохранила свою общую искусственность. Яркий пример — музыка Daft Punk к фильму «Трон. Наследие». Daft Punk расцветили холодную кибер-вселенную флуоресцентными красками, сделав ее похожей на клуб. Их броские ритмы действуют подобно экстази в музыкальном мире, созданном и населенном фантастическими машинами.

Саундтрек к «Другой земле» местами легко перепутать с музыкой Daft Punk, но на этот раз техно-джинна из бутылки выпустил тандем композиторов Fall On Your Sword. Конечно, в «Другой земле», в отличие от «Трона», нет увлекательной погони на световых мотоциклах. Оказывается, энергия рейва вполне уместна в независимом фильме с драматургией кухонной раковины, посвященном извечным метафизическим проблемам. Музыка бруклинских композиторов Уилла Бейтса и Фила Моссмана очаровывает, завораживает, и, кажется, что нет ничего невероятного в безумной идее существования второй Земли.

Планета-близнец стремительно приближается к Земле под музыку, напоминающую старый добрый Casio или другой олдскульный синтезатор, отчего тема звучит как приятное, волнующее, запоминающееся ретро. У темы героини, чья жизнь трагически меняется от одного неосторожного взгляда в небо, другое звучание – пронзительное, сюрреалистическое, с горечью. Синтезаторы плавно уступают место более «земным» инструментам: фортепиано и скрипкам, играющим тему трагического одиночества. У героини есть и другая – ироничная — тема с дробной перкуссией, сэмплированным вокалом и ритмами альтернативного попа, похожая на какую-то неизвестную песню Eurythmics. С завораживающей легкостью композиторы балансируют между мечтой о звездах и неумолимым притяжением Земли. Совершенно нешаблонный подход, сочетающий футуристическое и остро эмоциональное, даже трогательное. Абсолютно непохоже на традиционную электронную музыку для космической фантастики.

Музыка к «Другой планете» заставляет задуматься о тайнах космоса, которые создатели фильма так и не раскрывают, и позволяет заглянуть в глубины истерзанной человеческой души. И это еще не все. Электронные ритмы «Другой планеты» — лучшее, что было создано в жанре космических путешествий с тех пор, как корабль командора Джона Адамса сел на Альтаире — IV в «Запретной планете». Это хорошая музыка для людей с воображением.

 

Даниель Швейгер

Перевод Екатерина Юрьева




Теги: Daft Punk Fall on Your Sword Аттикус Росс Бебе Баррон Брэд Фидел Гарри Грегсон-Уильямс Джерри Голдсмит Джил Мелл Луис Баррон Трент Резнор Уилл Бейтс Фил Моссман Ханс Циммер