Загрузка страницы...

Супер Джаккино

КиноМузыка online | 29.07.2011 | Рубрика: CD обзор | Комментарии

Супер Джаккино

«Вверх», «Тачки 2», «Супер 8», «Монте-Карло»

Композитор: Майкл Джаккино

Лейблы: Intrada, Walt Disney, Varese Sarabande

Немногим композиторам, не входящим в команду Ханса Циммера и не работающим на его компанию «Remote Control Productions», удалось вознестись к самой вершине, подобно метеорам, безо всякой поддержки. У Майкла Джаккино это получилось. Джаккино начинал в свое время в качестве рекламного агента под крылышком компании «Дисней», писал музыку (в том числе оркестровую) для зарождавшегося тогда жанра видеоигр. Майкл относился к играм со всей серьезностью и немало сделал, чтобы этот жанр стал не менее уважаем среди композиторов, чем киномузыка, по стилю чем-то напоминающая Джона Уильямса. Чего стоит хотя бы его превосходная экшн-музыка к серии игр «Медаль за отвагу»! Но первый большой и заслуженный успех Джаккино связан с малым экраном и диснеевскими анимационными фильмами. Сначала Майкл Джаккино поработал под началом другого младотурка Джей Джей Абрамса в сериалах «Шпионка» и «Остаться в живых», а позже уже сам заставил диснеевских рекламщиков писать о себе, участвуя в анимационных проектах «Суперсемейка» и «Рататуй». Последний номинировался на «Оскар». Джаккино успешен во всех отношениях, сейчас в его творческом багаже около ста работ. Среди них – такие стилистически полярные фильмы, как «Спиди Гонщик», «Высший пилотаж», «Привет семье», «Звездный путь» и «Впусти меня. Сага». Майкл Джаккино достиг пика, и, кажется, что он написал музыку к каждому второму фильму, выходящему этим летом, не говоря уже о его дисках, которые словно сыплются из рога изобилия. Джерри Голдсмит однажды сравнил диски таких плодовитых композиторов с «пивными крышками», за которыми гоняются коллекционеры. Продолжая метафору, можно назвать Джаккино небольшим пивным заводиком в одном лице. Он с необычайной внешней легкостью создает высококлассную музыку для культовых сериалов и огромных мультиплексов, его музыка всегда легкая, искрящаяся и приятно олдскульная. Джаккино удалось найти формулу выигрышных тем и мелодий, он явно обещает стать Голдсмитом нового поколения, и в его личном календаре для премьер и релизов скоро останется очень мало свободных дат.

Когда Джаккино работал над музыкальным воплощением целого семейства супергероев и восхвалял вкусовые рецепторы одного крысенка, он все еще стоял на плечах гигантов – Джона Бэрри и Генри Манчини. Но в анимационной воздушной феерии 2009 года «Вверх» собственный голос Джаккино, в котором явно слышны ностальгические нотки, зазвучал в полную силу. Эта работа композитора завоевала «Оскар». Даже моя природная сварливость не мешает мне восхищаться бесхитростным очарованием приключения старого ворчуна и гротескно невыносимого бойскаута. Невозможно не признать, что «Вверх» — блестящий, трогательный до слез и очень жизненный фильм. И невозможно не заметить, что музыка Джаккино прекрасна от начала до конца и что полученная им статуэтка «Оскара», пожалуй, самая заслуженная награда диснеевскому фильму в музыкальной номинации. Дух приключений, способность удивлять и удивляться – основные мотивы интересного, живого саундтрека Джаккино с очень сильной главной темой. В лучших американских традициях мелодии Джаккино будят воспоминания об ушедших днях молодости, возвращают к жизни давно угасшие мечты, а в легких, прозрачных оркестровках заметна прямая преемственность между музыкой фильма «Вверх» и лучшими образцами золотого века диснеевской музыки: «Бэмби», «Пиноккио», «Дамбо» с их наивной пронзительностью. Восхитительнее всего то, что Джаккино удается сочетать это настроение с тропической перкуссией и оркестровой мощью земли гигантских додо и говорящих собак, его темы одинаково хорошо поддаются трогательным и самым бесшабашным вариациям. Но, в отличие от других композиторов, писавших приключенческие темы для «затерянных миров» и закаленных авантюристов, Джаккино имеет дела с авантюристами особого типа – это всего лишь неуживчивый старик-вдовец и толстенький скаут, пытающийся доказать всему миру, что он не хуже всех. За этой горьковато-сладкой, волнующей музыкой стоит умудренный опытом композитор, который много лет ждал большого приключенческого проекта, но в то же время неуловимо проглядывает и озорной мальчишка, жаждущий показать всем, на какие сумасшедшие трюки он способен. Такой энтузиазм всегда был фирменным знаком лучших работ Джаккино.

Однако, несмотря на «Оскар», фильм «Вверх» стал началом конца для мейнстримового выпуска саундтреков на CD. Потому что, если вам не посчастливилось купить промо-диск, то саундтрек для «Вверх» вы можете слушать только посредством iTunes – очень невыигрышный вариант, если сравнивать с качеством диска, не говоря уже о виниловых пластинках эпохи динозавров. Но теперь, благодаря соглашению между «Диснеем» и Intrada, «Вверх» наконец-то стал доступен слушателям в том виде, в каком его давно следовало выпустить. И еще хорошие новости: буклет для альбома «Вверх» сделан очень талантливым дизайнером и напоминает старые диснеевские альбомы с массой рисунков и описаний, выполненных в стиле ретро. Они заставят самого пресыщенного слушателя снова почувствовать себя ребенком, жадным до музыки и готовым заслушать любимый диск едва ли не до дыр. Можно только представить, сколько еще жемчужин диснеевской сокровищницы будут спасены от забвения благодаря союзу с Intrada.

«Тачки 2» — еще один фильм студии «Пиксар», получивший далеко не такие хвалебные рецензии, как «Вверх». Более строгая трактовка Рэнди Ньюмана лучше подходила к первому фильму, действие которого происходило в пустынном городке Радиатор-Спрингс, но Джаккино совершенно оправданно вносит игровые элементы в более яркий сиквел, решенный в ключе международного путешествия. Любителей шпионской музыки Джаккино к фильмам «Суперсемейка», «Шпионка» и третьей части «Миссия невыполнима» (не говоря уже о его работе для «Спиди Гонщика») очень порадует безумное количество экшна в стиле Агента 007, Дерека Флинта, Остина Пауэрса. С той только разницей, что вместо суперагентов в погоне участвуют машины с человеческими лицами. Гитары из 60-х, духовые и оглушительный оркестр создают тот неповторимый драйв, который не ослабевает, даже когда мы просто наблюдаем за неуклюжей родней Мэтра, участвующей в «гонках на выживание». Джаккино написал сильную тему и использует ее по максимуму. Но никто не ожидает от «Тачек 2» какой-то особенной утонченности и изящества. Это волнующая гонка, за которой следят малыши, подсевшие на франшизу. Джаккино твердо знает свою задачу и уверенно, с невероятной легкостью мчит зрителя на одном дыхании до самой финишной черты.

Музыка для «Супер 8» — пожалуй, самый ожидаемый саундтрек Майкла Джаккино, выходящий в этом месяце. Особенно для фанатов, разделяющих любовь Джей Джей Абрамса к творчеству Спилберга времен 1970-х – 1980-х годов. Для всех своих фильмов Спилберг ангажировал Джона Уильямса, который писал роскошную приключенческую музыку. Музыка Уильямса могла заставить ребенка искренне изумиться при встрече с паранормальным, а в следующую секунду – напугать того же ребенка до полусмерти. Джаккино примерно так же балансирует между страхом перед пришельцами и восхищением их гуманностью. Тем не менее, как сам фильм, так и музыка наводят на мысль, что разница между простым копированием и данью уважения таланту другого человека огромна.

Свои ранние подражания Уильямсу Джаккино написал для первых игр серии «Медаль за отвагу». Это выглядело вовсе не как бледная копия музыки из «Индианы Джонса». Было ясно, что Джаккино – не просто фанат Уильямса и большой энтузиаст, а талантливый самобытный композитор. «Супер 8» стал достойным продолжением. Его главные герои (пятеро мальчишек и одна девочка) обожают кино. «Супер 8» уникален в том смысле, что это фильм о кино, но в нем нет прямых ссылок на другие фильмы. То же относится к музыке Джаккино, вбирающего лучшее, что написал Уильямс, чтобы передать усвоенное в собственной музыке. «Супер 8» — настоящий экскурс в творчество маэстро, начиная с мотива монстра (отсылки к «Челюстям» и «Парку Юрского периода») и заканчивая военными духовыми, сопровождающими неудачное выступление военных (аллюзия на музыку к «Близким контактам третьей степени»). Нежное позвякивание колокольчиков соответствует незабываемому лету, а стремительное нарастание звучности оркестра сопровождает отлет инопланетянина, так и непонятого людьми и, возможно, прихватившего парочку землян, чтобы перекусить по дороге (отсылка к одноименному фильму). Джаккино написал музыкальный эквивалент аллюзивного пространства, созданного Джей Джей Абрамсом. При этом ему удалось создать необыкновенно выразительные темы, которые служат локомотивом для всего проекта.

Кроме того, музыка к «Супер 8» полна жизненной силы и поэтому более близка к его же работе для «Звездного пути», чем к печальному экзистенциализму многих сезонов «Остаться в живых». «Супер 8» дал Майклу Джаккино возможность написать гораздо более оптимистичную музыку для юных героев, чем для одиноких детей-вампиров из «Впусти меня. Сага», хотя и этим юным жителям маленького городка пришлось пережить немало горестей и утрат. В «Супер 8» к общему настроению горькой сладости примешивается адреналин, а сложные, запутанные пассажи для духовых и струнных делают острее и эмоциональнее те сцены, в которых открываются сенсационные, шокирующие факты. И, конечно, мы узнаем подкупающий мелодизм, характерный для музыки Уильямса к фильмам Спилберга. Несомненно, молодые зрители, испытавшие сейчас это ощущение заразительного мистического страха благодаря Майклу Джаккино, лет через тридцать будут говорить то же, что я сейчас, когда его работа станет учебным материалом для какого-нибудь нового композитора. Не исключено, что кто-то из них даже откопает в библиотеке и включит в собственный фильм о зомби какую-нибудь музыкальную шутку Джаккино, записанную на терменвоксе.

Майкл Джаккино велик, но даже у него есть малоизвестные работы, которые тоже по-своему прекрасны. «Монте-Карло» — комедия для девочек-подростков – отлично подходит под это описание. Правда, музыка Джаккино, в которой тонкая лиричность чередуется с забавно гарцующими, словно жеребенок, ритмами, вызывает у слушателя, скорее, не образ трех девушек, находящих прекрасных принцев в элитном сказочном королевстве, а грызуна Реми из ожидаемого сиквела «Рататуя», но только влюбленного грызуна. В этом музыкальном блюде узнаются и икра от Генри Манчини, и острая приправа в стиле Берта Бакарака. С большим уважением к этим мастерам шикарной, элегантной поп-музыки Джаккино написал очаровательные мелодии, способные завоевать сердце любой девушки, заглянувшей на каникулах в кинотеатр. Головокружительные фортепианные и гитарные номера, французские аккордеоны, фламенко – приятное дополнение к большой симфонической истории погони молодых и красивых за богатыми и знаменитыми. Не обошлось и без капельки джаза. «Монте-Карло» — одна из самых приятных работ Джаккино, напоминающая о тех временах, когда в комедии класс был превыше всего.

Даниель Швейгер

Перевод Екатерина Юрьева




Теги: Берт Бакарак Генри Манчини Джерри Голдсмит Джон Бэрри Джон Уильямс Майкл Джаккино Ханс Циммер