Загрузка страницы...

Телевизионные саундтреки: бизнес или искусство?

КиноМузыка online | 03.11.2010 | Рубрика: CD обзор | Комментарии

Телевизионные саундтреки: бизнес или искусство?

Когда катодная лучевая трубка впервые засветила в гостиных Америки, многие восприняли ее как незаконнорожденного нежеланного ребенка большого экрана, особенно в Голливуде. Надеялись на то, что телевидение так никогда и не вырастет из пеленок, и у него не будет шансов убить старшего родственника. Но за последние шестьдесят лет они развивались гармонично, создавая поп-культуру и благоприятные условия для таких композиторов как Джерри Голдсмит, Лало Шифрин и Джерри Филдинг, превративших небольшие музыкальные телевизионные бюджеты в успешные карьеры в большом кино.

То же самое можно сказать и о сегодняшних талантах, пришедших в мир кино из телевидения, таких как Беар МакКрири («Звездный крейсер Галактика»), Майкл Джаккино («Остаться в живых») и Крис Бек («Баффи — истребительница вампиров»).

Сегодня темы из телевизионных сериалов сравнялись по популярности с любой мелодией из художественного фильма и положили начало телевизионным саундтрекам, начиная от таких шоу как «Команда М» (1957 – 1960) и «The Man From U.N.C.L.E.» (1964 – 1968) до телефильмов («Сегун» и «Марко Поло»). Сейчас саундтреки к художественным фильмам выходят в таком же количестве, если не меньшем, чем масса телевизионных саундтреков, особенно последних релизов. Лейбл Varese выпустил гигантское издание «Спартака» Алекса Норта, а Film Score Monthly коллекционное собрание сочинений Денниса МакКарти к сериалу «Звездный путь: Следующее поколение» (1987 – 1994), не говоря уже о сборнике этого лейбла (Film Score Monthly) «TV Omnibus», который является собранием музыки к телевизионным сериалам с 1962 по 1976 годы на пяти дисках. Varese, Film Score Monthly и Intrada – представляют только вершину айсберга телевизионной музыки, диапазон которой настолько широк, что в ней можно найти все – от домашних, семейных ритмов до сексуальной агрессии платного телевидения.

Отдел 5 – О (1968 – 1980)

Мы еще никогда не слышали, чтобы телевизионные темы были настолько вызывающими, с такой волной ритмичной энергии, как у Мортона Стивенса, на самом первом CD релизе альбома с музыкой к «Отделу 5 – О», выпущенном в 1969 году. Но, несмотря на культовое изображение океана в этом шоу, саунд больше похож на вегасовский свинг, а не на экзотическую гитару, передающую музыку прибоя (хотя очень хорошо подобраны композиции группы «The Ventures»). А ударные очень быстро вписываются в тропическую картину в композиции «Call to danger», мелодия, которую знают все поклонники телевидения старой школы, так как она часто использовалась на начальных титрах специальных шоу на канале CBS в 70-х. Сборник произведений Стивенса подобран очень хорошо. Здесь можно найти как джазовые композиции, создающие атмосферу саспенса в полицейском-шпионском фильме, так и расслабляющий джаз, психоделический орган и гитарные подложки, что делает главного героя – детектива Стива МакГэррета в исполнении Джека Лорда гораздо более хиповым, с музыкальной точки зрения, чем я помню.

A Step Out of Line/The Brotherhood of The Bell

Джерри Голдсмит был одни из немногих композиторов, который успешно совмещал карьеру, как на телевидении, так и в большом кино, подходя и к тому и другому с неизменным качеством музыки. Например, в том же году, а именно в 1971, когда Голдсмит в первый раз был номинирован на Оскар за музыку к фильму «Патон», он также написал музыку к телевизионному фильму «A Step out of Line», в котором Питер Фальк и компания грабят банк. Основная тема фильма очень красивая, как легкий бриз. С ее помощью создается как атмосфера игривости, так и серьезности происходящего, с отделкой из печального саксофона, клавишных и угрожающих струнных – полного набора, характерного для фильмов — «нуаров» и предваряющего классический «детективный» саундтрек Голдсмита 70-х к «Китайскому кварталу». Поклонники композитора быстро узнают зловещее, струнное начало темы «The Mephisto Waltz» из сериала «The Brotherhood of the Bell», в котором тайное общество, почти секта, противостоит герою Гленна Форда. Жутковатый эффект струнных, барочная музыка и мрачный джаз делают музыку к «The Brotherhood» и современной, и классикой конспиративного жанра одновременно. Композиция «Bell» — особенно элегантное и впечатляющее вступление, вводящее нас в леденящий кровь мир, в котором также звучат композиции «Magic» и «Alien». Этот релиз лейбла Intrada — прекрасный сборник «два в одном», который открывает нам как всегда значительные произведений Голдсмита.

Калифорнийский дорожный патруль: Сезон четвертый (1980 – 81)

До того, как Алан Сильвестри начал писать музыку для «настоящих парней», как Майкл Дуглас и Арнольд Шварценеггер (не говоря уже о Майкле Джей Фоксе), его ритмы звучали по свингующим шоссе Южной Калифорнии вместе с Эриком Эстрадой и Лари Уилкоксом. В обличии офицеров Джона Бейкера и Фрэнсиса Ллевеллина Пончерелло, известного по прозвищу «Понч», эти два парня были самыми привлекательными полицейскими на мотоциклах, а энергичные ритмы Сильвестри «зажигали» все сцены поимки «плохих парней». В музыке Сильвестри очень много «фанфаронства», что вполне объяснимо его музыкальным происхождением из Вегаса. И хотя ничего в этой музыке нельзя назвать «экшеном» (кроме одного номера, в котором задействована акула), эта динамическая коллекция из оркестрового фанка более чем раскрывает талант Сильвестри к волнительным погоням, даже принимая во внимание тот факт, что эти ритмы в стиле Тони Манеро не имеют ничего общего с характерным саундом Сильвестри «большого кино», который впервые проявился в фильме «Роман с камнем», и сразу же покорил Голливуд. Выпустив уже два сборника «Калифорнийского дорожного патруля», лейбл Film Score Monthly на этом диске представляет 80 минут чистейшей полицейской телевизионной музыки, которая пробудит в вас желание быть остановленными полицейскими по пути на дискотеку.

Спартак: Кровь и песок (2010)

Не ожидайте такого же умеренного напряжения, которое Алекс Норт написал с большим вкусом для всеми восхваляемого фильма 60-х о легендарном гладиаторе. В этот раз «Спартак» возвращается к нам исключительно с рассказом о крови и сексе, с картинкой и звуком как в «300 спартанцев». И вряд ли нашелся бы более подходящий композитор, для того чтобы задать всем жару на этой стилизованной арене, чем Джо ЛоДука, который уже давно известен за свою любовь к мифическим героям, ведь он написал музыку к таким телевизионным сериалам, как «Удивительные странствия Геракла» и «Зена». Как и в «300 спартанцев», ЛоДука превращает покрытый кровью ринг в танцпол с музыкой со всего мира, наполненный первобытными ударными, кричащими рок гитарами и жутковатыми человеческими вскрикиваниями. Несмотря на все используемые клише, ЛоДука удается сделать Спартака своим собственным музыкальным героем, который накачен эпическими стероидами, но у него эмоциональное оркестровое сердце, которое ведет своего протагониста к моментам триумфа. В лучших традициях анахронических саундтреков ЛоДука бросает слушателя в тошнотворный и опьяняющий мир, который передает дух диких времен, и, в то же время, делает их мелодически понятными для телевизионной аудитории, чьи вкусы к развлечениям гораздо больше соответствуют римским, чем фракийским. В своем практически экспериментальном музыкальном подходе ЛоДука создает, пожалуй, его самый интересный и самый варварский голос.

Настоящая кровь: сезон второй (2009 – 2010)

Натан Барр снова на южных болотах, вместе с Сьуки Стэкхаус и ее воскресший компанией, любящей кровь и секс. И если скрипка любимый инструмент кейджнов (субэтническая группа франкоканадцев, проживающих в южной части штата Луизиана, прим. ред.), то Барр предпочитает виолончель, и мастерски использует ее наиболее эротические вибрации, вызывающие мурашки, для передачи плотских мистерий этого болота, особенно если это касается вампиров и их поклонниц, после чего никак нельзя назвать эту заболоченную местность «святой землей». Мрачные и гнетущие мелодии наполняют второй сезон, с тоскующими инструментами и голосом Лизбет Скотт, которая исполняет на первый взгляд простую песню сирены. Но когда возникает любовь, все наполняется нежностью и желанием, а «пощипывающие», иногда специально деформированные аккорды Барра пробуждают наши животные инстинкты, что и делает этот сериал таким популярным среди фанатов вампиров и простых извращенцев, хотя на этот раз сборник получился более мягким и красивым.

Столпы Земли (2010)

Тревор Моррис абсолютно точно не равнодушен к Старой Англии. И это можно легко доказать тем, как он превратил махинации во время правлении Генри VIII в тонкую, почти «извилистую» музыку, которая пронизывала все сезоны сериала «Тюдоры». Сейчас Моррис доказывает, что у него есть еще большие симфонические ресурсы, в минисериале «Столпы Земли». В музыке Морриса на этот раз гораздо больше от «Царствия небесного», чем от «Тюдоров», его восторженный саунд изображает религию, как силу, способную изменить мир в городе Кингсбридже. Моррис не вступает в партнерство с архитектурой, он даже в чем-то противостоит ей, с помощью темных, ритмичных мелодий, роскошных духовных хоралов и осовремененным звучанием древних народных инструментов, что больше подходит для строительства католического броненосца, а не собора XII-ого века. В случае с Моррисом, «Столпы» представляют собой один из немногих музыкальных примеров, когда «больше» означает «лучше», для демонстрации не только «эпических», но и других, более интересных способностей композитора.

Даниель Швейгер




Теги: Алекс Норт Беар МакКрири Деннис МакКарти Джерри Голдсмит Джерри Филдинг Джо ЛоДук Кристоф Бек Лало Шифрин Майкл Джаккино Мортон Стивенс Натан Барр Тревор Моррис