Загрузка страницы...

L.A. Scoring Strings: взгляд оркестратора

КиноМузыка online | 12.03.2012 | Рубрика: Технологии | Комментарии

L.A. Scoring Strings: взгляд оркестратора

Библиотека сэмплов L.A. Scoring Strings (далее LASS) – продукт творчестваЭндрю Керештеса (Andrew Keresztes), моего сокурсника в Беркли. LASS держится на рынке уже два с лишним года. Я не знаю точно, сколько экземпляров продано, но имею общее представление, и могу сказать, что LASS — глобальное явление в нашей области. И нужно отдать должное человеку, придумавшему и разработавшему ее. Это был титанический труд, но Эндрю Керештес справился!

Я протестировал библиотеку с помощью своего стандартного авторского метода (библиотека тестируется в процессе оркестровки). Также я применил возможности библиотеки к нескольким трекам, не являющимся общественным достоянием. Например, струнные октавы тестировались на теме из «Самолета президента», написанной Джерри Голдсмитом. Поэтому я приношу извинения за отсутствие аудио в этой рецензии.

ВЕРСИЯ

Мы поговорим о версии 1.5 с новой функцией автоматической аранжировки. Впрочем, я не разбираю здесь именно эту функцию. Вместо этого сосредоточусь на оркестровке. Очень скоро мы посмотрим, какие приемы оркестровки доступны с этой библиотекой сэмплов.  

Сэмплы из первой версии LASS имели небольшую запланированную расстройку. Но расстройка оказалась существеннее, чем хотелось пользователям. С тех пор Эндрю много работал и почти все исправил. Благодаря новому подходу к настройке,  LASS позволяет решает сразу несколько проблем в области вертикальной фактуры струнных партий в рамках одной библиотеки.  

К LASS прилагается удачное руководство пользователя. Информация изложена доступно. Купившим LASS в компании Alexander Publishing мы также предлагаем учебное видео «LASS Class». Впрочем, и без видео научиться можно довольно быстро.  

LASS предлагает массу возможностей. Я остановлюсь на оркестровке: какие оркестровые приемы в секции струнных LASS мне потребуются, чтобы писать электронную музыку?

ОЖИДАНИЯ

Если название в названии библиотеки сэмплов входят слова «Голливуд» (например, Hollywood Studio Brass and Woodwind Collection, Hollywoodwinds), «Лос-Анджелес» или другое слово из мира кино (как в Cinescore, Cinesamples), то с ней по определению связаны ожидания двух групп людей.

Во-первых, существуют композиторские ожидания. Во-вторых, определенный интерес возникает у тех, кто заказывает композитору электронную музыку и ждет, что она будет похожа на живой оркестр.

Композитор, изучивший демо, комментарии на форумах и т.д., обоснованно ожидает, что библиотека с таким названием даст ему звучание, сопоставимое с живым струнным ансамблем, а потому отвечает «да» на вопрос работодателя «будут ли струнные звучать как настоящие?»

Еще один вопрос, занимающий композитора: «Смогу ли я, наконец, остановиться на одной библиотеке, использовать ее для большей части моей работы, лишь изредка обращаясь к другим?»

Меня это волновало в первую очередь. Проведя бета-тестирование нескольких библиотек и став сопродюсером одной из них для E-MU, я понял, что лучший способ ответить на этот вопрос – протестировать библиотеку с помощью стандартных рабочих действий. Тогда можно понять, с чем стоит работать, а с чем нет.

У композиторов есть еще один, часто невысказанный, интерес. Композитор создает произведения искусства, и ему нужна библиотека, с помощью которой эти произведения можно написать, обработать и выпустить в виде MP3 для продажи или в рекламных целях.  

Но демо остается демо. Слушая демо, не всегда можно понять, на что способна библиотека, и какие у нее есть недостатки. Необходимо тестирование, пошаговое выполнение музыкальных операций. В ювелирном деле это называется аффинаж (специальная обработка для очистки золота от примесей).

У меня такой подход к любой библиотеке струнных: не только тестировать, но и изучать. И так же я подошел к тестированию L.A. Scoring Strings.

ДВА ГЛАВНЫХ ВОПРОСА К LASS

Прежде всего, я, как оркестратор, задам свои два главных вопроса, касающиеся основных характеристик продукта:

  1. Может ли LASS, как заявлено в рекламе, создать реалистичные дивизи за относительно короткое время? Дивизи – один из основных инструментов оркестратора, так что мне было интересно узнать, насколько хорошо он будет работать.
  2. К этому вопросу мне хотелось бы кое-что вкратце добавить. Здесь важнейший фактор – время. Дивизи – менее важный вопрос. Этот эффект, судя по демо, достигается даже с теми библиотеками, которые не позиционируются особо как библиотеки с дивизи (См. демо Vienna Symphonic Library, созданныеДжеем Бакалом (Фантазия на тему Томаса Таллиса и композиция The Rite of Spring) и Энди Блэйни(Jeux de vagues и Jupiter). Может ли композитор с помощью LASS управлять основными элементами музыкального языка струнных: унисоном, октавами и базовыми дивизи (div a 2 и т.п.)?

Оба мои вопроса связаны с языком оркестровки.

ДИВИЗИ

Дивизи – источник великолепных красок для струнных, как ярких, так и приглушенных. Да, с помощью дивизи можно просто разделить одну партию на две, верхнюю и нижнюю. Это, конечно, ценно, но потенциал этого приема гораздо богаче. Можно создавать прекрасные малые ансамбли  в рамках большого струнного ансамбля.

Так что запись с дивизи в струнных дает возможность поиграть с красками и оттенками, экономя уйму времени, что было сложно сделать с более ранними библиотеками струнных сэмплов. В LASS отлично продумана компоновка мини-ансамблей.

Дивизи также используется для деления струнных смычковых при полифоническом письме (вершины такой полифонии – сочинения Баха, Рихарда Штрауса, Рихарда Вагнера, Ральфа Воана-Уильямса, Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Гектора Берлиоза).

Библиотеки с опцией дивизи (и LASS – не исключение), включают полифонические демо.

Остается один вопрос о дивизи: на сколько частей максимум можно разделить партию с помощью данной библиотеки без искажения звука, без так называемого «органного» звучания?

На этот вопрос поможет ответить тестирование через приемы оркестровки.

УНИСОН/ОКТАВНЫЕ КОМБИНАЦИИ

Для своей книги «Профессиональная оркестровка 2А: оркестровка мелодии для струнной группы» я изучил 65 октавных комбинаций. И мне интересно, сколько из них представлены в LASS. Эти 65 комбинаций – не игрушки. Это базовые элементы колористичного письма, как в киномузыке, так и в других жанрах.   

Мне важно получить на выходе звучание, похожее на скрипки в записи, а не  синтезаторное звучание в качестве дешевого эрзаца. Так что я хочу знать, насколько богата палитра LASS (как и любой другой библиотеки струнных).

От покойного Герберта Спенсера, любимого оркестратора Джона Уильямса, я слышал, что успешный голливудский оркестратор должен владеть тысячей комбинаций.  

Знание арсенала приемов для струнных, предлагаемых библиотекой, дает понимание уровня продукции, которого можно достичь. Конечная цель, разумеется, — колористичная электронная музыка высочайшего уровня.

Еще в карьерном смысле очень важно иметь набор уникальных оттенков, недоступных другим. Так что дело не только в качестве музыки, но и в соперничестве между композиторами.

ДРУГИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ LASS

У LASS много достоинств, о которых я расскажу вкратце, поскольку моя основная тема – тестирование дивизи и унисон/октавные комбинации для струнных.

В LASS имеются инструменты первого пульта, записанные на своем месте, у первого пульта. Следовательно, можно писать для солиста, и его партия будет органично вписываться в игру всего ансамбля. Также можно выбрать: писать для струнного квартета или струнного квинтета. 

Нечасто вспоминают, что в LASS есть сустейны для приглушенных струнных. В 2010-м году (или в начале 2011-го) вышло еще и дополнение с приглушенными легато. Я попробовал сустейны на романсе Воана-Уильямса «Взлетающий жаворонок». Получилась просто фантастика!   

Для каждого из мини-ансамблей LASS предлагает полный набор легато, стаккато, пиццикато, специальный эффект повтора нот, позволяющий избежать «пулеметного» звука при повторе нот,  настоящее спиккато и новую опцию – автоаранжировщик.  Я могу об этом написать еще десяток страниц, но лучше вернусь к ответу на вопрос: какие приемы оркестровки для струнных дает мне библиотека.

Тестирование дивизи — Шаг 1

LASS, НЕЛЬСОН РИДДЛ И НЭТ «КИНГ» КОУЛ

Мне хватило одного дивизи-теста, чтобы ответить на вопросы из первого пункта. Мой друг Дэвид О’Рурк помог раздобыть копию композиции «Unforgettable» в аранжировке Нельсона Риддла, в которой насчитывается до девяти вертикальных гармонических слоев (партий).

Если бы LASS искажала звук, давала «органное» звучание, на таком примере это можно было бы понять с самого начала.  

Мое первое, не особенно удивительное открытие состоит в том, что инструменты LASS, записанные в стандартной сценической расстановке, не нуждаются в панорамировании, но нужно задать уровень громкости для каждой секции, если хотите получить сбалансированное звучание.

Я взял Leg L (легато) для всех больших ансамблей и мини-ансамблей, чтобы не перегружать память.

Благодаря особенностям записи LASS, мне удалось задействовать 8 первых скрипок, 8 вторых скрипок, 6 альтов, 6 виолончелей и пиццикато контрабаса, имеющиеся в библиотеке. Затем я разделил инструменты на ансамбли: 4 + 4, 4 + 4, 3 + 3, 3 + 3 и пиццикато контрабаса.

Здесь я должен подчеркнуть, что такая компоновка сегодня возможна только с LASS. Вольфганг АмадейМоцарт тоже использовал такую. Но не всегда. Только если позволял бюджет. Для более проникновенного звучания в стиле барокко можно было писать даже в раскладке 4, 4, 3, 3 и 2. И опять-таки, LASS – единственная современная библиотека, которая это позволяет. 

Результаты теста – нет искажения, нет «органно-аккордеонного» звука.

Тестирование дивизи – Шаг 2

Пример аранжировки Нельсона Риддла убедил меня в том, что LASS подходит для композиций с развитой вертикалью фактуры, так что с помощью этой библиотеки я мог бы писать в стиле Равеля или Дебюсси, создавать рельефную вертикаль фактуры с шестью и более фонически дополнительными гармониями.  

Но как насчет ансамблей с гармонией четырех музыкальных партий?

Чтобы ответить на этот вопрос, я взял для следующего теста «Норфолк-рапсодию №1 ми-минор» Ральфа Воана-Уильямса. В этом произведении для полного оркестра есть несколько экспонированных партий, распределение партии на 3 группы первых скрипок (div a 3), малые ансамбли в рамках большого ансамбля и один фрагмент, в котором для струнных прописаны интонации, более характерные для духовых.  

Тестирование дивизи – Шаг 3

Сначала я протестировал LASS на фрагменте с гармонией четырех партий. Я использовал альты с дивизи div a 2 (деление на 2 партии) и виолончели с тем же div a 2. Это популярная стандартная комбинация. Такое деление очень часто встречаешь у Манчини и у Голдсмита. Джерри Голдсмит использовал такие дивизи в теме для «Самолета президента».

LASS воспроизвела записанную версию отлично, без органного звучания.

Тестирование дивизи – Шаг 4

Дальше в той же композиции шел фрагмент с вертикальной гармонией для восьми партий с делением на два для первых скрипок, вторых скрипок, альтов и виолончелей. Напомню, что для Коула в аранжировке Нельсона Риддла я брал малые ансамбли. Здесь же каждую партию исполняли 8 инструментов (8 первых скрипок с партией 1), 8 первых скрипок с партией 2 и т.д. Это был небольшой фрагмент со скрипками в верхнем регистре с дублированием альтами и виолончелями на октаву ниже.

И снова нет претензий к звучанию. Полученный звук сопоставим с оригинальной записью.

ВЫВОДЫ

При использование деления на две партии (дивизи div a 2) для большого и малого ансамблей не отмечено искажения звука.

УНИСОН/КОМБИНАЦИИ ОКТАВ

Вопросы:

  1. Будут ли первые скрипки + вторые скрипки в LASS звучать как 32 скрипки или как два сведенных синтезаторных сэмпла?
  2. Насколько звучание унисонов из библиотеки похоже на запись живых инструментов?

Первый вопрос возник отчасти из-за того, что все библиотеки струнных представляют инструменты, записанные в соответствии с традиционной схемой рассадки: первые скрипки, вторые скрипки, альты и виолончели. Однако существует еще так называемая европейская схема: первые скрипки, альты, виолончели, вторые скрипки.   

Вторая схема предпочтительнее для электронного письма в плане унисона скрипок, поскольку оба аудиомонитора выдают одинаковый звук. Получается более интересное звучание, при прослушивании, кажется, что играет больше музыкантов.

Мне показалось, что LASS дает приличный унисон, но все же я панорамировал первые скрипки немного влево, а вторые – немного вправо.

Здесь у меня есть композиторский комментарий.

Вне зависимости от жанра музыки сочетание первые скрипки + вторые скрипки – стандартный прием. В нижнем регистре получается густой, удивительно богатый звук, в верхнем – романтичное, светлое звучание.

Я знаю, что в большинстве библиотек есть отдельно первые и вторые скрипки (в LASS вторые скрипки сделаны и запрограммированы на основе первых скрипок). Но нигде нет записанных унисонов первых и вторых скрипок.

Я считаю, что это досадное упущение и недостаток, общий для всех библиотек.

СКРИПКИ + АЛЬТЫ  

Можно брать первые скрипки + альты или вторые скрипки + альты. В LASS вы получите некоторые различия в звучании. Первые скрипки более резкие, вторые – помягче.

СКРИПКИ + ВИОЛОНЧЕЛИ

Очень впечатляет, особенно в верхнем регистре. Реалистичное звучание, не похоже на синтезатор.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ОКТАВНЫЕ КОМБИНАЦИИ

Самые простые и часто используемые: первые скрипки + вторые скрипки; скрипки + альты; первые скрипки + вторые скрипки + альты. Я лично их опробовал на больших ансамблях.

Все работает. Звук чистый. Иногда нижняя партия звучит громче, поэтому нужно настраивать чувствительность или CC11. Также я заметил, что для реалистичного звучания нужно проиграть каждую музыкальную фразу. Скопированные и вставленные фрагменты звучат искусственно. Обязательно играйте вручную.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ПОДХОДИТ ЛИ LАSS КИНОКОМПОЗИТОРУ?

Да, тестирование на примере реальной киномузыки показало, что библиотека определенно подходит кинокомпозитору, имеет гибкий инструментарий, включает десятки стандартных приемов из области дивизи, унисона, октавных комбинаций, используемых в киномузыке.

LASS И РЕЗКОСТЬ

Чтобы избежать «органного» звучания, LASS запрограммирована с небольшой расстройкой. Поначалу это может насторожить. Я заметил, что это особенно заметно в первых скрипках. В первых скрипках слышится некоторая резкость, тревожность, отсутствующая у вторых скрипок. Можно все исправить с помощью эквалайзера (2K — 3K для первых скрипок). Также я внес некоторые изменения в нижний регистр первых скрипок, чтобы первые и вторые скрипки звучали одинаково.

ПАДЫ

Если таким образом отрегулировать эквалайзер для первых скрипок, получится очень удачный пад для всей секции (первые и вторые скрипки – альты – виолончели).  

Я убедился в этом на примере пада, разобранного в первом томе моей «Профессиональной оркестровки» (фрагмент Симфонии № 9 ми минор «Из Нового света» Дворжака). Я стремился приблизиться к звучанию живого оркестра под руководством Герберта фон Караяна. Регулировка эквалайзера в первых скрипках дала очень близкий результат.  

РЕВЕРБЕРАЦИЯ

Любой библиотеке сэмплов нужна реверберация. В некоторых есть эта встроенная функция.

LASS не исключение. Реверберация нужна. Без нее LASS звучит суховато. Ревербератор есть в Kontakt player, да и сама LASS включает достойную коллекцию импульсов от Эрнеста Колакиса, создателя Numerical Sound. Но вообще импульсы Эрнеста можно импортировать в любой конволюционный ревербератор.

Многие владельцы LASS пользуются ревербератором Altiverb. Некоторые работают с Vienna Suite и импульсными откликами Forti/Sorti от того же Колакиса.

Очень немногие предпочитают Lexicon 960 и все еще сидят на 192 кГц. Например, Шоун Мерфи. Мне это рассказал приятель, который брал у него интервью.

LASS МОЖЕТ СТАТЬ МОЕЙ ОСНОВНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ СТРУННЫХ?

Да, но… здесь собраны не все нужные артикуляции, так что пригодится еще Symphobia (первая и вторая). Некоторые наши коллеги параллельно пользуются LASS и QLSO. Кое-кто находит, что сэмплы струнных из VSL хорошо дополняют  LASS.

СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

У меня сейчас LASS работает на G5 с двумя процессорами 2,7 ГГц с 4Гб оперативной памяти и Logic 8.x.

Когда буду обновлять систему, я возьму (для PC) процессор i7 930 с 24Гб оперативной памяти, жестким диском Western Digital Caviar Black 1TB с кэшем на 60Мб. Еще пригодится Kontakt 4.1, читающий все, что есть в оперативке.

Как я уже писал, стоит присмотреться к Vienna Ensemble PRO, особенно если у вас PC. Если вы хотите установить в PC секвенсор, вам подойдут Sonar и Cubase. Это не реклама, я просто хочу объяснить, что с чем будет работать.

Если вы предпочитаете Mac (и особенно если хотите его обновить), хорошо бы иметь Mac Pro 8-Core с Logic 9.1.1. Те же 24Гб оперативки, но это лучше купить у независимого дилера.  Сам Apple берет баснословные деньги за установку оперативной памяти.

ИТОГИ

Пока это все, что я выяснил. Мне удалось ответить на главные вопросы. Мне нравится, что с LASS можно делать дивизи, что стандартные приемы дивизи дают хорошее звучание, что нет «органного» звучания при существенном расширении вертикальной фактуры и что можно варьировать размеры ансамблей.

Хочу предупредить: не следует слишком буквально понимать термин «камерный». Если говорить о струнных сэмплах, в частности, о LASS, полный оркестр будет насчитывать от 80 инструментов, камерный – 50 или чуть меньше.

LASS организована как большой, практически малеровский, оркестр. Это очень подходит для кино, но можно создавать в LASS большие оркестры поменьше.

В LASS по умолчанию 16 первых скрипок. Почти как в Нью-Йоркском филармоническом оркестре. Можно взять 12 первых скрипок, сделать очень красивую музыку, и при этом все будет выглядеть солидно. А можно выбрать уменьшенную группу струнных из восьми инструментов.

Следите за тем, чтобы в итоге у вас было достаточно деревянных и медных духовых, чтобы уравновесить такую массивную группу струнных.

Итак, я повторюсь: LASS станет вашим надежным помощником на долгие годы.

Более подробно я рассказываю о LASS в своей серии учебных видео.

ПЛАНЫ

В мои планы входит изучить стаккато. Затем я хочу всерьез заняться вопросами производства музыки.

 

 

Питер Лоуренс Александродин из основателей Film Music Magazine, автор многотомного труда «Профессиональная оркестровка». Он также пишет статьи для BMI и музыку для библиотек.

 

Питер Александр

Перевод Екатерина Юрьева




Теги: Антонин Дворжак Гектор Берлиоз Генри Манчини Герберт Спенсер Джей Бакал Джерри Голдсмит Джон Уильямс Иоганн Себастьян Бах Клод Дебюсси Морис Равель Моцарт Нельсон Риддл Нэт Кинг Коул Ральф Воан-Уильямс Рихард Вагнер Рихард Штраус Томас Тал