Загрузка страницы...

Антон Карас «Тема Гарри Лайма»

КиноМузыка online | 01.07.2012 | Рубрика: Саундтрек дня | Комментарии

Антон Карас «Тема Гарри Лайма»

«Я никогда не знал довоенную Вену с музыкой Штрауса и ореолом романтики. Сейчас она мне напомнила скорее Константинополь». Американец сразу после войны приезжает на поиски своего друга в некогда имперский город и застает обломки империи. А Вена, поделенная на четыре сектора между странами-победительницами, напоминает скорее криминальную столицу: везде покупают, продают, могут ограбить и убить. Вена, раскинувшаяся на «прекрасном голубом Дунае», напоминает скорее Неаполь или Марсель: вода, таверны, пристани.

И «звучит» эта Вена необычно. Тут не может быть вальсов.

Поэтому режиссер Кэрол Рид специально ходил по венским тавернам и искал музыку для своего фильма. «Третий человек» — эталонный фильм-нуар. Есть тайна, есть герой, словно нарочно ввязывающийся в неприятности;  есть красавица, которую он любит, но которая любит другого. Есть широкополые фетровые шляпы, которые дают косую тень на пол лица, и бесконечные кадры с «заваленной вертикалью». Есть прекрасные диалоги:

- Грустно, что он умер…

- Это лучшее, что случалось в его жизни!

Нет только привычного для нуара пугающего симфонического бэкграунда.

Режиссер не зря ходил по тавернам. В одной из них он нашел Антона Караса, играющего на цитре.

Цитра — струнный щипковый инструмент, напоминающий гусли, но звучащий мягче и «южнее». Именно цитра создает «не венское» настроение. Такая музыка может звучать только на задворках империи, только на маленьких улочках, в кафе, куда ходят «все свои». И где к чужакам относятся с подозрением.

Кэрол Рид услышал игру Караса и сходу предложил ему написать музыку для фильма и исполнить ее на цитре. Это было довольно смелым решением режиссера, поскольку до этого Антон Карас только и делал, что играл в винных и пивных забегаловках.

Музыкант согласился, и написал тему, основанную на мелодии из обыкновенного самоучителя игры на цитре. А во время  озвучания  фильма Карас просто смотрел на экран и играл. Как это делали таперы в немом кино.

Особенно интересно, как он справляется со сценами погони, например, и с моментами саспенса. Одна его цитра звучит не хуже, чем привычные в подобных местах скрипичные и духовые секции симфонических оркестров. 

«Тема Гарри Лайма» стала очень популярна среди зрителей и сразу же после премьеры фильма в 1949 году была выпущена синглом в Великобритании. Позднее, в 1950 году, после релиза в США, «Тема третьего человека» (второе название главной темы фильма) заняла первую строчку в чарте наиболее продаваемых композиций (Billboard’s U.S. Best Sellers in Stores).

Именно после успеха «Темы Гарри Лайма» стало общепринятой практикой выпускать синглы с яркими мелодиями из кинолент. 

А предприимчивый Антон Карас на доходы от продажи пластинки  открыл винный бар.  И назвал его «Третий человек».




Теги: Антон Карас Игорь Минин саундтрек