Загрузка страницы...

Музыка для комиксов

КиноМузыка online | 27.05.2012 | Рубрика: В центре внимания | Комментарии

Музыка для комиксов

Если вы ищете композитора, чью музыку можно не только записать на нотной бумаге, но и нарисовать яркими красками на странице книги комиксов, то вам нужен Алан Сильвестри. На его счету музыкальные образы мускулистых и воинственных «Хищника», «Стирателя», «Судьи Дредда» и ожившие на экране мифы («Мумия возвращается», «Ван Хельсинг» и «Беовульф»). Алан Сильвестри начал свою карьеру с молодежного диско для сериала «Калифорнийский дорожный патруль», а сейчас его имя – синоним мощной оркестровой музыки для фильма о спасении человечества. Музыка Сильвестри воплощает мечты каждого ребенка (любого возраста) о борьбе с космическим злом, о благородной битве на стороне добра, сопровождая эту воображаемую ролевую игру солидными симфоническими темами и узнаваемыми мелодиями.

Вполне естественно, что именно Сильвестри, написавший дерзкую музыку для таких попкорновых проектов, как «Бросок кобры» и «Команда «А», идеально вписался в кинематографическую вселенную Marvel, выпустившую прошлым летом фильм «Первый мститель». Бравурно-патриотическая музыкальная трактовка образа Первого мстителя от Сильвестри стала мощным финальным аккордом в прошлом сезоне, прошедшем под знаком супергеройского кино. Это была великая битва, о которой фанаты комиксов мечтали с тех пор, как Стэн Ли и Джек Кирби выпустили в 1963 году первый комикс о Мстителях. А в нынешнем апреле состоялась мировая премьера нового фильма Джосса Уидона — гуру кино, снятого по комиксам. Буйная фантазия сценаристов, умопомрачительные спецэффекты и отличная «супергеройская» музыка — все, чего только может пожелать сердце фаната «Мстителей».  

Сильвестри наделяет культовых героев внушительной музыкальной мускулатурой, но при этом усиленно развивает тему уязвимости людей, облаченных в суперкостюмы. Да, нелегко и страшновато то и дело превращаться в гигантское зеленое чудовище. Тема душевной непохожести, избранности отлично уживается с ожидаемыми мотивами вселенского зла, беспокойными ритмами городской суеты и пафосной темой, практически кричащей «Мстители, все сюда!». Все эти впечатляющие композиции умно связаны в одну музыкальную историю, исключительно созвучную самому сильному герою на Земле. Но очевидно, что композитору, совершившему этот подвиг, понадобилось не меньше храбрости и упорства, чем Гераклу, которому тоже приходилось сотрудничать с титанами. 

КиноМузыка online: В комиксах Marvel пишут, что «с большой силой приходит большая ответственность». С «Мстителями» были связаны невероятно высокие зрительские ожидания, зародившиеся еще после выхода первого «Железного человека». Да нет, еще до кино, с первым выпуском комиксов. Вы чувствовали этот груз ответственности?

Алан Сильвестри: С начала и до конца. И мне было страшновато. В фильме так много музыки, и на ней столько всего завязано! Меня постоянно посещала мысль: «Боже мой, это же их главный фильм». Ведь в кинематографической вселенной Marvel с самого начала все вращалось именно вокруг этой части саги. Но, к счастью, было так много работы, что подолгу я об этом не задумывался. Просто начал писать, и все само собой сложилось. Еще повезло с режиссером. Джосс — идеальный человек для такого проекта.

КМО: Могу представить, сколько композиторов мечтали получить эту работу. Как Вы попали в проект? 

Алан Сильвестри: Думаю, ключевую роль сыграло мое участие в «Первом мстителе». Джо Джонстон очень четко обрисовал мою задачу: была нужна оригинальная, узнаваемая тема, которая затем войдет и в саундтрек для «Мстителей».  Marvel и Джосс запросили много тематического материала, который бы четко отражал различные стороны фильма – музыку, которая объединила бы всех этих героев.  

КМО: Вы использовали в «Мстителях» темы из «Первого мстителя»?

Алан Сильвестри: Да, конечно. Но в фильме очень мало дословных заимствований. Интересно, кстати, что и в «Первом мстителе» есть кое-какие цитаты из ранних фильмов о Капитане Америке. Мы старались избегать явного заимствования раннего материала, но в некоторых сценах это вполне уместно. Например, когда Капитан Америка прыгает из самолета, чтобы впервые встретиться лицом к лицу с Локи. Несколько раз, когда Капитан Америка внезапно появляется в кадре, да и в сценах драк тоже, звучат небольшие фрагменты его темы. Но полностью мы ее не использовали.

КМО: Вы обсуждали с Marvel вопрос цитат из других фильмов о Мстителях? Например, из тем Патрика Дойла и Джона Дебни из «Тора» и «Железного человека 2»?

Алан Сильвестри: Такого разговора не было. Мы даже не обсуждали заимствование темы из «Первого мстителя». Говорилось только о том, что важно написать узнаваемую музыку для всей группы Мстителей. Было понятно, что если у каждого героя будет своя тема, то все это будет выглядеть коряво и громоздко. Так что я не работал в этом направлении. Конечно, я написал тему для Локи, но это потому, что он – главный злодей фильма. Когда половина музыки уже была готова, Джосс попросил сделать что-нибудь более тематическое для нескольких сцен с Черной вдовой. Но главная сцена, о которой все думали, это встреча всех Мстителей в Нью-Йорке, когда они стоят плечом к плечу. Мы понимали, что для этого эпизода нужна очень эффектная тема!

КМО: Какие эмоции заложены в Вашей теме Мстителей?

Алан Сильвестри: Прежде всего, конечно, героизм и величие. И здесь нужно было отталкиваться от  той сцены, где все они собираются перед последней битвой. Но интересно то, что в этот «главный момент» никто ничего не делает. Герои просто стоят рядом. И это позволило мне отойти от концепции «экшна». В моей интерпретации встреча больше похожа на химический опыт, в котором смешиваются реактивы и получается нечто большее, чем простая сумма элементов.

КМО: Расскажите, как Вам работалось с Джоссом.

Алан Сильвестри: Джосс – великий исследователь кино, и  у него потрясающий кинематографический язык. Мне показалось, что с ним легко работать, потому что он четко знает, чего ищет. Джосс не тратит целую вечность на объяснение своей позиции. Все прекрасно можно понять из фильма. Большую часть того, что знаю о Джоссе, я понял, смотря «Мстителей». И мне показалось, что мы синхронно мыслим. В отношении музыки для фильма, конечно.

КМО: У Вас, наверное, уже достаточно опыта, чтобы понимать в процессе работы, будет ли успешной экранизация комикса…

Алан Сильвестри: В «Мстителях» богатая эмоциональная палитра и много юмора, чего, осмелюсь заметить, недостает большинству фильмов этого жанра. Все это разнообразие — заслуга Джосса. Когда смотришь «Мстителей», видишь, что сцены прекрасно продуманы и прописаны, что совершенно нетипично для боевиков и приключений. Я с самого начала заметил, что в «Мстителях» есть что-то особенное. А теперь читаю отзывы зрителей. И, кажется, они оценили тот факт, что им подали не просто очередной «супергеройский» фильм. Они получили настоящее кино.

КМО: Ваш саундтрек интересно выстроен. Пик приходится на главную битву в конце. Получилась настоящая дуга.

Алан Сильвестри: Джосс сразу дал понять, что должно быть так. Что нам предстоит очень долгий путь к кульминации. Мне даже было страшно приниматься за первые сцены, зная, что впереди столько кропотливой работы. И, наверное, у других тоже были похожие мысли. Это была непростая, коварная тропа, но мы неплохо справились.

КМО: Насколько важную роль сыграла предварительная разметка сцены главной битвы?

Алан Сильвестри: Разметка — всегда один из самых сложных этапов работы. Если понимаешь, какие задачи должна решить музыка, это сразу видно по разметке. А если не понимаешь, разметка получится бестолковой. Мы, конечно, искали, в каких местах можно сделать паузы, чтобы не перегрузить эпизод и не обесценить музыку. С другой стороны, когда необходимо было поставить девять минут музыки нон-стоп, мы так и сделали. Не могу сказать, что мы устанавливали какие-то «правила». Действовали по наитию. И у нас с Джоссом не возникло никаких разногласий. Нам обоим разметка показалась разумной. 

КМО: В одной из моих любимых сцен – когда Локи крадет энергетический куб — Вы сделали настоящий экшн из классической композиции (струнный квартет ля-минор op. 29 Шуберта).

Алан Сильвестри: Изначально струнный квартет у нас звучал на протяжении всей сцены. Так что я подумал: «Ух ты! А здорово было бы начать со струнного квартета, а потом, когда Локи бьет этого парня палкой, продолжить, но только уже включить весь оркестр». Так мы и сделали. Это, конечно, не совсем моя идея. Но я придумал, что струнный квартет сыграет полный оркестр. Такую интерпретацию больше нигде не услышите!

КМО: Насколько важна в Вашей музыке к «Мстителям» «военная» составляющая?

Алан Сильвестри: С самого начала Джосс подчеркнул, что во многом это будет военный фильм. С одной стороны, Тони Старк в одной из сцен говорит: «Мы не солдаты». Так что не нужно было превращать встречу мстителей в построение на плацу. Но совершенно очевидно, что иногда они действуют как военизированное подразделение. Так что сложно было выработать четкий подход. Пришлось по ходу дела добавлять военного «колорита» там, где это было уместно.

КМО: Чего я не ожидал, так это услышать в «Мстителях» гитару. Как Вам такое сошло с рук?

Алан Сильвестри: Эта сцена особенная, она выпадает из общей канвы фильма. Мне показалось, что гитара позволит сделать шаг в сторону, полностью отвлечься от слышанного ранее на то время, пока идет репортаж о Мстителях в новостях. Джосс подошел к этой сцене с изрядной долей юмора, что дало мне повод включить гитару. Потом мы возвращаемся обратно в фильм. Это была интересная идея, и, кажется, она сработала.

КМО: Лейбл Intrada Records выпускает Ваших «Мстителей» на CD,  аDisney параллельно выложил саундтрек на iTunes. Раньше студия выпустила бы диск сама, не передавая права лейблу, специализирующемуся на популярной старой музыке. Что Вы можете сказать о проблеме выпуска современных саундтреков в электронном формате? Кажется, сейчас заполучить «жесткую копию» свежего релиза – уже большая удача.

Алан Сильвестри: Можно к этому относиться хорошо. Можно плохо. Но в конечном итоге, такова рыночная стратегия. Обычно рынок старается учитывать спрос. Конечно, в случае с «Мстителями» неплохо бы выпустить что-то, что можно подержать в руках. Ведь этот фильм закрывает целую главу в истории комиксов. Помню, что мы чувствовали, покупая виниловую пластинку. Бывало, подолгу просто разглядывали обложку. У нас в руках была «вещь», нечто материальное. Теперь этого очень не хватает, хотя спрос и есть. Все это значит, что выпуск CD – неплохая мысль. Но я здесь ничего не решаю. Думаю, фанатам нужно высказаться и заявить о своих  пожеланиях. И со временем они смогут изменить ситуацию на рынке.

КМО: Как Вы думаете, почему Вам так хорошо удается героическая музыка? Особенно нереально-героическая.

Алан Сильвестри: Возможно, у меня какой-то особенно оптимистичный взгляд на вещи. Вообще вы первый меня об этом спросили, но если подумать, то тяга к героическому – одна из тех человеческих черт, которые вселяют надежду. Люди становятся героями ежедневно, хотя мы и нечасто об этом читаем. Это происходит, когда от человека требуется действовать без промедления и нет времени подумать о собственной безопасности. Меня это трогает. И, конечно, здорово, когда твой герой носит суперкостюм и спасает не одну жизнь, а десять миллионов. Но это все равно только проекция героических поступков обычных людей, которых мы видим каждый день. И написав музыку к «Мстителям», я отдал дань уважения таким простым героям.

 

Даниель Швейгер

Перевод Екатерина Юрьева




Теги: Алан Сильвестри Джон Дебни Патрик Дойл Франц Шуберт