Загрузка страницы...

Скотт Пилигрим против всех

КиноМузыка online | 20.08.2010 | Рубрика: CD обзор | Комментарии

Скотт Пилигрим против всех

Композитор: Разные исполнители/Найджел Годрич
Лейбл: ABKCO

Все началось в 1998 году, когда создатель комикса «Танкистка» («Tank Girl») Джейми Хьюлетт и лидер группы Blur Дэймон Альбарн придумали виртуально-мультяшную группу под названием The Gorrilaz. Фанаты комиксов тут же подхватили идею ироничных, подставных музыкальных групп, как продолжение комиксов, и это казалось естественным пересечением музыкальной и комиксовой культур. И если этот симбиоз так и не перешел на следующий уровень – уровень кино для Gorillaz, то сейчас Брайан Ли О’Мэлли (один из авторов сценария фильма «Скотт Пилигрим против всех», прим. ред.) действительно воплотил идею комиксового рок фильма с адаптацией своего комикса «Скотт Пилигрим против всех» в жизнь, в котором он переносит с бумаги подвиги гитарного фаната в музыке, кунг-фу и свиданиях с девочками и оживляет гранжевые музыкальные группы, которые раньше существовали только в нашем воображении, такие как Sex Bob-Omb, The Clash at Demonhead и The Boys and Crash. А за них с серьезными до абсурда лицами играют группы, очень подходящие для игры «Guitar Hero», такие как Metric, Broken Social Scene и Beck, не говоря уже о сумасшедшей разноплановой инструментальной музыке Найджела Годрича.

У фильма «Скотт Пилигрим» и его саундтрека очень свежая, чрезвычайно неистовая энергия, которая напомнит старшему поколению о сумасшедшем молодежном шоу канала NBC под названием «The Monkees», в котором искусственно-созданные бой-бэнды попадали в сюрреалистичные ситуации. Но если эти группы, мечтающие стать Beatles, не могли играть, то и все смешные ситуации шоу «The Monkees» были смешными только минуты три. То же самое происходит и в «Скотте Пилигриме», в котором постоянно шутят о том, насколько неумело играет в фильме главная группа Sex Bob-Omb, пока они на самом деле не начинают играть (и то же самое можно сказать о движениях из восточных единоборств самого Скотта, которые достойны Нео из «Матрицы»). Я не большой поклонник музыки в стиле гранж, и я понятия не имею, о том, что происходит на музыкальной сцене в Торонто, откуда Скотт черпает вдохновение. Но энергия грубой, «необработанной» гитары некоторых мелодий из «Пилигрима», не говоря уже о «Bob-Omb», цепляет и создает вполне серьезное представление о том, что все происходящее – правда. Так что я вполне могу рекомендовать этот альбом всем, даже тем, кто незнаком с юморным образом Скотта.

Большая заслуга в музыкальной «правдоподобности» «Пилигрима» принадлежит музыкальному продюсеру песенного альбома (и композитору) Найджелу Годричу, который работал с Radiohead, Beck и Полом МакКартни. Он помогал собрать группу Sex Bob-Omb для фильма, которая исполняет песни, написанные группой Beck, а играют звезды — Майкл Сера на бас-гитаре, Марк Вебер – вокал, и Элисон Пилл – ударные. Это группа халтурщиков, которые выдерживают пару раундов на музыкальном ринге только благодаря цепляющим, слишком усиленным аккордам из композиций «Garbage Truck», «Threshold» и «Summertime». И хотя Сера и исполняет достаточно чувственную романтическую оду – импровизацию для «Рамоны» в фильме, в альбоме группа Beck все же превратила ее в акустическую нежную балладу, сыграв ее так необыкновенно трогательно, что она, несомненно, завоюет сердце любой девушки. Канадская группа Metric преображается в фильме в зловещую группу Clash at Demonhead, чья композиция «Black Sheep» имеет все шансы попасть в чарты хит-парадов. Группа Broken Social Scene также удостоилась роли, и сыграла уморительную, отрывную трэш композицию «We Hate You, Please Die» в образе Crash and the Boys.

С таким большим количеством песенного безумства, которое постоянно творится в «Скотте Пилигриме», сложно понять, какие же композиции на самом деле звучали в фильме, а какие попали в особый список «почти подходит». Но все же, у саундтрека к «Скотту Пилигриму» есть свой голос, который отличается на 90% от моментально забывающихся «рок-саундтреков». Причина в том, что, несмотря на специально грубое, «необработанное» звучание фильма, большинство композиций из «Скотта» имеют ретро саунд, который придает альбому в целом свойство «безвременности», то есть делает его альбомом для любого слушателя. Здесь есть и гитарный фанк 60-х группы Black Lips в композиции «O Katrina!» и композиция T-Rex в стиле Дэвида Боуи «Teenage Dream». Даже реальные Rolling Stones здесь на своем месте с песней «Under My Thumb».

В альбоме показаны все оттенки музыкально-приподнятого настроения, и все же в нем есть неожиданно романтическая мелодия «Sleazy Bed Track» группы The Bluetones, а композиция «By Your Side» в исполнении Beachwood Sparks напоминает чем-то прекрасную, вызывающую галлюцинации губную гармошку Боба Дилана. И если и существует группа, создавшая комикс, то это группа Plumtree, ведь из ее текста песни «Скотт Пилигрим» и вышел наш главный герой. Эта песня повествует о тысячелетней любви к кому-то в лучших традициях «garage band» («Garage band» – «любительская, непрофессиональная группа», «программа Garage Band, фирмы Apple, позволяющая записывать музыку непрофессионалам в домашних условиях», прим. ред.), именно о такой композиции может мечтать любой безнадежный романтик. Я же не могу остановиться и все время слушаю восьмибитовую версию Брайана ЛеБартона композиции «Threshold» группы Beck, это сочетание классических звуков из видео-игр (бипов, сигналов) и мелодии, ради которой так и хочется опускать монетки в музыкальный автомат, чтобы она не кончалась. Пожалуй, единственный эффект, которого здесь не достает, это предсмертный писк Пэкмена. («Pac Man» — «колобок», герой культовой компьютерной игры в жанре аркады, впервые вышедшей в Японии в 1979 году. Ее выпуск повлиял на различные сферы культуры: по игре был снят сериал и выпущен музыкальный альбом Pac-Man Fever, включавший треки с названиями популярных в те годы игр, прим. ред.).

Продюсер альбомов альтернативной музыки, технический гуру и композитор Найджел Годрич написал для фильма «Скотт Пилигрим» красивую музыку с компьютерными звуками, характерными для поколения потратившего свою молодость непонятно на что. Саундтрек фильма выходит отдельным альбомом, но одновременно с рок-альбомом, что, конечно, является прямой дорогой к небытию, так как в подобных случаях альбомы с инструментальной музыкой рассматриваются как бесплатные приложения. И все же восьмибитовые стилизации Годрича такие же смешные и новаторские, как и его звуки, начиная с уморительной вариации в стиле Pong (компьютерной игры – симулятора пинг-понга, прим. ред.) на известную тему Джерри Голдсмита – тему студии Universal (а ее оригинальная симфоническая версия очень уместно использована в выходе супер-злодея Ли Лукаса на скейтборде).

Хотя Годричу и дали задание написать музыку к тому, что называется «молодежная комедия», он придумал нереально энергичный подход, который заставляет по-новому взглянуть на этот музыкальный жанр, как в свое время Джон Мерфи заставил всех пересмотреть отношение к музыке фильмов ужасов про зомби в «28 дней спустя», написав современную, веселую музыку. А соедините все это со специально фанковым звучанием синтезатора Casio музыки Джона Свайхарта к фильму «Наполеон Динамит», и вы поймете, как это может звучать. Во многих из этих тридцати восьми композиций Годрич использует саунд психоделического рока («Love Me Some Walking»), жутковатые ретро перкуссии («Feel the Wrath»), научно-фантастические синтезаторные эффекты («Katayanagi Twins vs. Sex Bob-Omb»), гипер-ритмы игры «Dance Dance Revolution» (серия танцевальных видеоигр, также известная как Dancing Stage, прим. ред.) («Round 2») и наложения голосовых сэмплов («Ramona»). Музыкальные корни эпохи начала синтезаторной музыки особенно отчетливо прослушиваются в композициях «Rumble» и «The Vegan», которые являются своеобразным трибьютом «Воинам» Бэрри ДеВорзона и «Хэллоуину 2» Джона Карпентера и Алана Ховарта.

Как и большинство альтернативных рокеров, которые оказались втянутыми в игру с киномузыкой без традиционной оркестровой подготовки, как, например, у Джона Уильямса, Годрич родом из той эпохи, когда традиционное сочинение потерпело поражение, как, например, в первой встрече Скотта с Мэтью Пэйтелом (во время которой звучит потрясающе смешная музыка в стиле болливудских песен). Следовательно, в музыке «Пилигрима» нет никаких правил, есть только одно – превосходить все ожидания. Спасает еще то, что даже чрезвычайно эксцентричная музыка насыщена чувствами молодого панка, который пытается понять, что же ему на самом деле надо делать. Это свежие ритмы, которые, без сомнения, заинтригуют, или даже выведут из себя тех, кто предпочитает слушать «Приключения Робин Гуда». Но для всех, кто рос во время зарождения электронной рок-музыки, музыка «Скотта Пилигрима» покажется легко запоминающейся, странноватой и в то же время классной. И все же, несмотря на состязания футуристичных электронных групп, записывающих музыку в программе Garage Band, к концу фильма мы ощущаем влияние традиционной музыки, когда симфонические струнные накладываются в таких номерах как «The Ninth Circle» и «Fast Entrance Into Hell». А в одной из лучших композиций альбома «Boss Battle» (когда Скотт остается лицом к лицу с его заклятым врагом Гидеоном Грейвсом), мы слышим полноценно оформленное оркестровое произведение, похожее на музыку из трилогии «Матрица», особенно на музыку из сцен с восточными единоборствами, что доказывает, что Годрич может писать и традиционную музыку, если захочет.

Так что саундтрек «Скотта Пилигрима» — это совершенно новая музыкальная галерея. И хотя мы здесь говорим только об аудио, но и песни, и музыка «Пилигрима» взрываются от разноцветной энергии, которая и перенесла комиксы на новый уровень, на новую арену, где новая мелодичная энергетика имеет оттенок «крутости», в самом лучшем ее смысле.

Даниэль Швейгер




Теги: