Загрузка страницы...

Музыкальные лицензии без посредников

КиноМузыка online | 30.07.2010 | Рубрика: Новости индустрии | Комментарии

Музыкальные лицензии без посредников

На этой неделе было принято судебное решение, которое может в корне изменить порядок получения композиторами, песенниками и издателями авторских вознаграждений за публичное исполнение их музыки: компания DMX выиграла суд о приобретении музыкальных лицензий напрямую у правообладателей. Данный прецедент положил основу перехода контроля за исполнением музыки из рук ASCAP, BMI и SESAC к прямым сделкам по продажам лицензий с издателями и авторами.

После почти 30 месяцев судебных тяжб, компания DMX, лидер в сфере предоставления услуг по коммерческой музыке, выиграла суд у BMI — организации по коллективному управлению правами за публичное воспроизведение. В судебном решении, опубликованном 26-ого июля, федеральный окружной судья Луис Стэнтон Южного Округа Нью-Йорка постановил, что BMI обязана предоставить DMX регулируемую генеральную лицензию, по которой DMX может вычитать из счета за лицензии, выставляемого им BMI, публичные воспроизведения той музыки, лицензии на исполнение которой DMX приобрела напрямую у музыкальных издателей и авторов. 

Как следствие, это решение может создать финансовую мотивацию для DMX или любой другой компании, использующей музыку, получать регулируемую генеральную лицензию и покупать лицензии на публичное воспроизведение музыки напрямую у издателей и авторов.  Местные телекомпании уже запросили регулируемую генеральную лицензию, и ожидается, что другие компании также скоро обратятся с таким запросом. 

DMX ежеквартально отчитывается издателям и авторам за произведения, на которые они приобрели лицензии, то есть в течении 45 дней после окончания каждого квартала, а типичная организация по коллективному управлению авторскими правами как правило отчитывается через девять или даже больше месяцев после публичного воспроизведения музыки.  DMX также предоставляет отчеты по количеству воспроизведений по каждому произведению.

Данный прецедент может в корне изменить ситуацию с правами на публичное воспроизведение в США, так как на сегодняшний день наибольшее количество компаний, использующих музыку, приобретают нерегулируемую генеральную лицензию у какого-либо авторского общества в США, и, соответственно, они не заинтересованы лицензировать музыку напрямую. Регулируемая генеральная лицензия дает правообладателям возможность продавать лицензии на их собственный контент, если они хотят этим заниматься. Также можно ожидать, что данная ситуация повлияет на организации по коллективному управлению правами на публичное воспроизведение, особенно в плане снижения административных сборов и повышения уровня информационной открытости, так как наконец-то у них появляются конкуренты в сфере услуг для компаний, использующих музыку, а также правообладателей. 

Рон Герц, Председатель компании Music Reports, которая занимается лицензированием и выплатой авторских вознаграждений для DMX заявил: «Это решение имеет историческое значение, оно предоставляет музыкальным издателям реальные возможности продавать свои каталоги напрямую компаниям, использующим музыку, что увеличит их доходы и позволит им получать более открытую отчетность по публичному воспроизведению их музыки, чем раньше»

Кристофер Харрисон, главный юрист DMX, выразил свое мнение: «Мы в DMX полагаем, что покупая лицензии напрямую у музыкальных издателей, мы предоставляем издателям, и авторам, которых они представляют, возможность получать более высокие авторские вознаграждения от DMX, чем больше DMX будет использовать их музыку.  Более того, отчеты DMX по авторским вознаграждениям абсолютно прозрачны, что позволяет издателям увидеть, сколько раз каждое из их произведений использовалось DMX, и сколько составляет авторское вознаграждение».

Р. Брюс Рич, старший партнер и со-руководитель Weil, Gotshal & Manges’ IP & Media practice, который представляет DMX, назвал решение Судьи Стэнтона «отрадным подтверждением роли судебного процесса о ставках BMI, как средства утверждения значимых альтернативных структуре генерального лицензирования структур прямого лицензирования.  Введение в действие решением Суда разумного расчетного механизма, отличного от выплат по генеральной лицензии, которые такие компании, как DMX, должны были выплачивать, несмотря на их значительные вложения в приобретение лицензий напрямую, будет широко применятся и в других областях»

BMI сделали официальное заявление: «Мы совершенно не согласны с решением суда в деле DMX, которое полностью перечеркивает длительную историю лицензионных соглашений в сфере фоновой музыки, которые разрабатывались организациями по коллективному управлению правами на публичное воспроизведение.  Мы изучим данное решение и обязательно найдем основание для апелляции».

Когда лицензия на музыкальное произведение продается напрямую, сделка заключается между вещательной компанией и правообладателем, и представляет собой прямую выплату авторского вознаграждения за публичное воспроизведение.  Такие музыкальные произведения уже не надо лицензировать через организацию по коллективному управлению правами на публичное воспроизведение.  Прямые выплаты могут быть в форме единовременной покупки права на публичное воспроизведение, или форме серии выплат, которые поступают правообладателю пока его произведение транслируется. 

Создание возможности для вещательных компаний приобретать напрямую музыкальные лицензии может сильно повлиять на то, как композиторы и песенники будут получать вознаграждение за публичное воспроизведение, так как все большее количество вещательных компаний скоро осознают финансовые преимущества приобретения лицензий напрямую у композиторов, или как часть договора композитора с продакшн-компанией. 

В результате изменений в процессе покупки лицензий на публичное воспроизведение от авторских обществ к индивидуальным, частным сделкам с продакшн-компаниями, музыкальными библиотеками и композиторами произойдут глобальные изменения и в процессе получения композиторами и песенниками авторских вознаграждений за публичное воспроизведение, так как частные договоренности с правообладателями придут на смену коллективному управлению правами на публичное воспроизведение.  Например, продакшн-компании, которые являются правообладателями, так как они заключают с композиторами трудовой договор, могут продать лицензию на музыку одной или более вещательным компаниям.  Какая часть от суммы, полученной от продажи лицензии, пойдет композитору, зависит только от договора, который композитор заключил с этой продакшн-компанией.

Музыкальные библиотеки окажутся в позиции потенциальных посредников в сфере приобретения музыкальных лицензий напрямую у продакшн-компаний, а композиторы так и будут целиком зависеть от того, что написано в их договорах с музыкальными библиотеками, чтобы определить, какая часть от стоимости лицензии, если вообще таковая предусмотрена, будет выплачена композитору. Так называемые «ретайтлинг» библиотеки (библиотеки, специализирующиеся на продажах музыки под другими названиями, прим. ред.), которые не являются правообладателями, могут оказаться более привлекательными для композиторов в данной ситуации, так как они не забирают права и не могут продавать лицензии напрямую, если только это специально не прописано в договоре.




Теги: авторские общества