КиноМузыка online | 01.06.2012 | Рубрика: CD обзор | Комментарии

Композитор: Дэнни Эльфман

Лейбл: WaterTower Music

Из всех пылких и долгоиграющих  творческих союзов в мире кино дуэт композитора Дэнни Эльфмана и режиссера Тима Бёртона, пожалуй, в числе самых ярких и крепких. Чудак чудака видит издалека, и судьба не могла не свести демоническую рок-группу Эльфмана «Oingo Boingo» c Бёртоном, только начавшим снимать странное кино для студии Диснея. Эти две родственные и очень эксцентричные души нашли друг друга, работая над гротескным фильмом «Большое приключение Пи-Ви» в 1985 году. И сразу же спелись. Вскоре фабрика ужасов от Бёртона/Эльфмана порадовала зрителей и другими проектами. И каждый следующий был безумнее предыдущих («Битлджус», «Бэтмен возвращается», «Марс атакует», «Сонная лощина», «Кошмар перед Рождеством»). За 27 лет совместного схождения с ума дуэт не раз отметился в жанре черной комедии, и в новой готической истории от Бёртона «Мрачные тени» зрителя, вероятно, больше всего шокирует ее сдержанность (относительная, конечно). В фильме на удивление много изящества, по крайней мере, до тех пор, как все становится с ног на голову в финале. Впрочем, Эльфман как раз не злоупотребляет эффектами и связно рассказывает историю до конца. В отличие от Бёртона, которому в смысле свежести и легкости все-таки не удалось дотянуть до планки, заданной «Битлджусом».

Основой для фильма послужил некогда культовый сериал «Мрачные тени», несомненно, поразивший воображение юного Бёртона. Оригинальный фильм был не столько страшным, сколько романтичным. Довольно неуклюжая, но искренняя история пронизана любовью к сверхъестественному. В качестве сверхъестественного нам предлагается невероятно несчастный и человечный вампир по имени Барнабас Коллинз, восставший из могилы. Создателям оригинального фильма и присниться не могли невообразимо длинное число в строке «бюджет» и звездное обаяние Джонни Деппа, доставшиеся Бёртону. А Бёртон выпустил совсем не то, что от него ожидали (точно не сумасбродную комедию, как можно было подумать, посмотрев трейлер). Полноэкранная версия совершенно лишена ожидаемой искусственности, ходульности. Бёртон играет в открытую, рассказывая историю честно и всерьез. Но это не означает, что фильм совсем лишен легкой дурашливости. Особенно это справедливо для тонкой, ироничной музыки Дэнни Эльфмана. Этот относительно легкий саундтрек выделяется из общей массы работ композитора, приучившего нас к жестким ритмам и прочей музыкальной жути.

Но, конечно, в «Мрачных тенях» присутствуют любимые демонические приемы Эльфмана: феерический вихрь звуков оркестра, орган и хор. Да, и начальная композиция «Prologue» задает напряженный тон. Эльфман сразу, почти с первой минуты, включает мощную оркестровку. И это мы уже слышали раньше – очень напоминает то, что он писал для безголового всадника, клоуна-суперзлодея, для фриков, населяющих кладбище. Но в основном задача Эльфмана сводится к тому, чтобы наполнить музыкой огромный старинный особняк в поместье Коллинвуд. И здесь мы видим много общего между работой Эльфмана и музыкой Роберта Колбера к оригинальному сериалу ABC.  Много струнных, чтобы напустить тумана, старомодные сэмплы и зловещие навязчивые мелодии. Но, в отличие от оригинала, у Эльфмана гораздо больше милой самоиронии. В композициях «Deadly Handshake» и «Barnabas Comes Home» притворно грозные струнные, мелодические повторы, трубчатые колокола, целая паутина музыкальных эффектов для ночных сцен, отлично гармонирующая с безупречными декорациями Рика Хайнрихса, — все создает восхитительно зловещую атмосферу. В треке «Hypno Music» мы слышим пульсации, напоминающие терменвокс. Гипсовые декорации могли и не выдержать.  В этой композиции, как и во всем саундтреке, есть что-то очаровательно китчевое. Идеально подошло бы для фильма «Эд Вуд», в котором Эльфману не довелось поработать.

Что в музыке Эльфмана всегда звучит абсолютно искренне (и в этом одна из причин его популярности), так это нотки сочувствия к опасному изгою. Будь то Эдвард Руки-ножницы или Хеллбой, Эльфман подходит к мелодии персонажа с огромной чуткостью, так что мы сопереживаем отщепенцу, но все же музыка не дает забыть, что «монстр» может в любой момент вцепиться нам в горло. Барнабас Коллинз в этом смысле – особенно подходящий персонаж для композитора. Он как рыба, вытащенная из воды, только вместо воды привык купаться в крови. Но больше всего ненавидит свои отвратительные поступки. Эльфман так же влюблен в этого героя, как Белла в Эдварда. Барнабас в белом клоунском гриме, со своими цветистыми репликами наделен своеобразным очарованием, хотя в исполнении любого другого актера или в фильме другого режиссера смотрелся бы крайне абсурдно. Трек «Roger Departs» — самый искренний во всем фильме, а тема образа отца, увиденного в Барнабасе, звучит благородно. Наш герой — не Дракула, но между строк Эльфман поднимает проблему трагедии вампира (кстати, говорят, что Джон Фрид, первый исполнитель роли Барнабаса, в свое время вернул популярность потускневшим мифам о вурдалаках).

Барнабас, нанявший для вечеринки Элиса Купера, вообще очень старомоден. И если говорить о музыкальных анахронизмах, то Эльфман не ограничивается электронными звуками, достойными мыльной оперы или малобюджетной поделки.  В начало трека «Shadows-Reprise» Эльфман включает уморительный ретро-фрагмент. Больше, правда, напоминающий «Бэтмен: начало», чем настоящего «Бэтмена». Когда доходит до натуралистичных спецэффектов, привносящих элемент эксцентрики, Эльфман подмешивает к реликтовым синтезаторам мощные современные электронные звуки (начиная с трека «The Angry Mob»).  Здесь вспоминается «Человек-волк», к которому композитор подошел намного серьезнее. Как какой-нибудь оборотень, Эльфман срывает с себя элегантное облачение и со всей страстью отдается яростной оркестровой феерии. Для грандиозного финала он припас настоящие громы и молнии. В масштабном оперном стиле Эльфман просто осыпает нас темами разгневанных духов, оживших деревянных статуй и жгучей мести стервозной ведьмы. Когда смотришь кино, едва успеваешь переводить дух. Но Эльфману удается не потерять нить повествования. При всей своей оглушительной мощи музыка остается романтичной. Ведь Барнабас из молчаливого наблюдателя превращается в героического спасателя, уверенно спешащего на помощь под симфонический и хоровой аккомпанемент треков «Widow’s Hill- Finale» и «The End?». И картинка, и музыка достойны самого Бэтмена.  

Конечно, «Мрачные тени» может и не войти в классическое наследие Тима Бёртона, но саундтрек Дэнни Эльфмана — подлинный драгоценный камень, который займет свое место в сокровищнице композитора, по праву заслужившего звание князя тьмы от музыки. Это очень достойная работа. Композитор удачно вписался во все повороты этой странной  и жуткой истории, да еще и привнес нежные чувства и сверхъестественную мощь в этот по определению глуповатый проект.  


Теги:



Показать все теги