КиноМузыка online | 11.04.2012 | Рубрика: CD обзор | Комментарии

Композитор: Марко Белтрами
Лейбл: Silva Screen Records

Знатоки ужасов, смотрящие продукцию студии «Hammer», припомнят, что эти фильмы – настоящая классика жанра. Типичная сцена: ночью (и обязательно в шторм) герои находятся в темном, мрачном, заброшенном доме. В «хаммеровских» фильмах и музыкальное сопровождение настолько же атмосферное. Постоянные композиторы студии «Hammer» — Джеймс Бернард («Дракула»), Бенжамин Франкель («Проклятие оборотня»), Гарри Робинсон («Близнецы зла»). Эти корифеи писали для олдскульных ужастиков страшные оркестровые темы. Не так давно «Hammer» озаботился апгрейдом своих монстров в соответствии с требованиями времени. Новые креативные веяния отразились и на музыке. Для недавних историй о детках-убийцах («Впусти меня. Сага» и «Пробуждающий лес»), ставших знаковыми для перерождающейся студии, музыку написали сами Майкл Джаккино и Майкл Конвертино.

Но если вы соскучились по старому духу «Hammer», посмотрите «Женщину в черном». Это классическая история мести, действие которой происходит в конце XIX века. Здесь и канонические ряды пыльных могильных плит, и затянутый паутиной чердак, и печальный миловидный герой, одетый с иголочки по моде тех лет. И леденящая душу музыка от одного из самых востребованных композиторов в жанре ужасов. Ученик Джерри Голдсмита Марко Белтрами уже в ранних своих работах («Крик», «Мутанты», «Факультет») показал, что многому научился у маэстро, а именно – непоколебимой вере в симфонические темы и мелодию.

Белтрами отлично удаются самые напряженные, шокирующие моменты. Например, сцены, в которых убийца с горящими глазами вонзает нож в свою жертву, или вампир впивается в чье-то бедное горло под визг струнных и электронную перкуссию. Но Белтрами, в отличие от многих композиторов, четко видит разницу между ужасом и какофонией. Даже для таких сцен он пишет содержательную, интересную музыку. В фильме, где практически все время на экране перепуганный Дэниел Рэдклифф бродит по дому с привидениями, полностью раскрывается мастерство Белтрами-гипнотизера, умеющего при помощи музыки нагнетать страх, делать пугающие намеки.

Главный мотив «Женщины в черном» тот же, что в «Не бойся темноты» (еще один римейк телефильма, полный разных чудесных примочек). Это тема родительского страха перед черной силой, покушающейся на невинную душу ребенка. Только здесь в роли злых сил – не зубные гремлины, а дух разгневанной дамы. Как бы там ни было, Белтрами явно было интересно обыгрывать психологические моменты. Главный герой – молодой юрист, все еще остро переживающий гибель жены, скончавшейся при родах. В одной маленькой деревне он сталкивается с потусторонними силами, и внезапно выясняется, что его собственному сыну грозит страшная опасность. Только поняв, что движет жутким призраком женщины в черном, наш адвокат сможет погасить ее жажду мести. Белтрами написал для его отчаянных поисков дразнящее, полное саспенса музыкальное сопровождение с очень сильной главной темой.

Когда речь идет о детях в опасности, ничто так не заставляет биться сердце слушателя, как «сказочные» звуки колокольчиков, струнных, детских голосов и скрипки. Все это – неотъемлемые элементы узнаваемой с первых нот «ужасной» музыки Белтрами. Но особенную выразительность музыке «Женщины в черном» придает оригинальное композиторское решение: Белтрами не просто передает эмоции, но кропотливо создает нужную атмосферу. Подобно другим знаменитым историям с призраками («Невинные», «Леди в белом»), «Женщина в черном» заманивает нас в сети зла своей горько-сладкой мелодией, песней тоскующей души. Это настоящее наваждение, действующее на наши лучшие, добрые чувства. Нам хочется идти за ней и помочь, но при этом мы с самого начала чувствуем, что награда за помощь вряд ли нас порадует.

Этот богатый мелодизм, идея горькой доли делает «Женщину в черном» не просто страшной, но и драматичной историей. Впрочем, без излишней депрессивности. Белтрами не жалеет шокирующих «потусторонних» звуков: от скрипа кресла-качалки, в котором никто не сидит, до гневной перкуссии и нарастающего хора, сопровождающего подъем трупа из болота. Но главная причина нашего страха, конечно, в том, что мы по-человечески сопереживаем беззащитному герою, решившемуся идти на зов нечисти вместо того, чтобы бежать сломя голову.

Ощущение неотвратимой угрозы нарастает буквально с каждой сценой, с каждым шокирующим открытием. Но Белтрами при этом не теряет тему печали, введенную в самом начале. Мы, конечно, ужасаемся безглазым призракам безвременно погибших детей, но самой трагической фигурой всего фильма (и саундтрека) остается женщина в черном. В целом саундтрек сделан в классических традициях ужасов от студии «Hammer» и пронизан поэзией мрачной безысходности. Очевидно, что Марко Белтрами учился не только у Джерри Голдсмита, но и на творчестве Джеймса Бернарда.

 

Даниель Швейгер

Перевод Екатерина Юрьева


Теги:



Показать все теги