КиноМузыка online | 16.01.2011 | Рубрика: | Комментарии

Чтобы начать работу по «очистке музыкальных прав», необходимо первым делом узнать у кинокомпании или продюсера информацию о бюджете, графике, планах использования и т.д. нового кино- или телевизионного продукта.

Для того чтобы вы были уверенными в «чистоте» приобретаемых прав, необходимо понимать как происходит процесс очистки прав и что такое музыкальный супервайзинг.

Существуют два этапа очистки прав вне зависимости от типа проекта.

Рассмотрим их в деталях.

  1. Определение правообладателей и переговоры с ними.
  2. Подготовка и заключение контракта.

На первом этапе мы устанавливаем, кто является действующими правообладателями. Мир музыкального шоу-бизнеса очень изменчив, поэтому информация о владельцах прав постоянно изменяется и обновляется. Как только мы выяснили, кто является правообладателем на то или иное музыкальное произведение, отправляем запрос на их согласие по использованию запрашиваемого музыкального материала в нашем проекте.

Если материал доступен (также бывают случаи, когда материал не доступен) ведем переговоры о размере вознаграждения. По завершению первого этапа, вы получаете полную информацию, которая необходима, чтобы принять решение об использовании песни в своем проекте.

Второй этап начинается после того, как вы подтверждаете, что данная музыка будет использоваться в вашем проекте. Далее необходимо получить от правообладателя письменное соглашение и проверить, что условия в нем полностью совпадают с раннее оговоренными. После этого не забудьте проверить, что контракт составлен правильно с юридической точки зрения, затем подпишите и обязательно оплатите. Практически во всех договорах лицензия передается только после стопроцентной оплаты. В случае просрочки платежа, в договорах могут быть прописаны штрафы, а права на использование не переданы.

Итак, очистка музыкальных прав включает в себя установление правообладателей, переговоры с ними и получение лицензии.

Обратите внимание, что у некоторых музыкальных произведений обладателей авторских прав может быть больше, чем два.

Тоже самое касается прав и на литературные произведения. В нашем случае, как правило, это слова песен.

Хотя очистка музыкальных прав входит в обязанности музыкального супервайзера кино- или телевизионного проекта, может оказаться, что продюсерам или даже режиссерам придется выполнять функции музыкального супервайзера, если у них нет возможности его нанять. Во всяком случае, и продюсеру, и режиссеру полезно владеть этими навыками.

Очистка музыкальных прав предполагает ведение переговоров и получение разрешения от издателя (правообладателя) на использование одной или более песен или исходных музыкальных фрагментов в кино- или телевизионном проекте и обсуждение гонорара за это использование. Конечный результат — лицензия на синхронизацию, в которой все права на использование музыки четко прописаны.

Если вы желаете использовать существующую музыкальную запись в кино- или телевизионном проекте, как правило, необходимо получить дополнительное разрешение от владельца записи, называемое лицензией на использование записи.

Процесс лицензирования целесообразно начинать как можно раньше, поскольку многие музыкальные произведения опубликованы более чем одним издателем, и ведение переговоров с каждым издательством может занять очень много времени.

Как только вы определились с выбором музыки, первое, что вам нужно сделать, — это найти ее издателя (издателей). Для этого лучшего всего обратиться в офисы таких организаций, как Российское авторское общество (РАО), ASCAP (Американское общество композиторов, авторов и издателей), BMI (Американская организация по музыкальным правам Broadcast Music, Inc.) или SESAC (Общество европейских сценических авторов и композиторов) или использовать интерактивный именной поиск на интернет-сайтах этих организаций.

Например, на сайте Российского авторского общества есть реестр произведений, правами на которые управляет РАО на основе договоров с правообладателями и реестр произведений зарубежных правообладателей, правами на которые управляет РАО на основе договоров с авторско-правовыми организациями зарубежных стран.

У вас обязательно должны быть и имена авторов, и названия, поскольку многие песни могут иметь одно и то же название. ASCAP, BMI и SESAC, как правило, отсылают к автору (авторам) музыки как к главному создателю произведения.

Как только вы узнали, кто является издателем музыки, позвоните им и выясните, какую информацию вы должны им дать, чтобы они вам предоставили предварительную квоту. Обычно издатели требуют письменный запрос с указанием всех условий предполагаемого использования музыки. Типичное письмо-запрос состоит из следующей информации:

  • сведения о композиции: название, исполнитель, автор музыки, автор текста;
  • описание использования композиции в проекте: количество раз, визуальное/не визуальное, вокальное/инструментальное, предполагается ли использование композиции на начальных или конечных титрах;
  • хронометраж использования песни (если вы не уверены, выберите максимальную продолжительность, которую она может иметь, и укажите «не более этого времени»);
  • территория проката (например, весь мир, Россия, США, кинофестивали, Вселенная и т.д.);
  • предполагаемое использование в рекламе и маркетинге, например в трейлерах, рекламных теле- или радиопередачах;
  • описание сцен, в которых будет использована музыка (иногда издатели просят подлинный текст или необработанное видео, будьте готовы их предоставить). Также здесь указывается, собираетесь ли вы использовать существующую запись или будете заново записывать музыку;
  • длительность лицензии, обычно в годах (1, 3-5, 10-15 лет) или на неограниченный срок.

Также издатели часто запрашивают краткую информацию о проекте: название, является ли название песен названием проекта, жанр проекта, кто продюсеры, режиссер, исполнители главных ролей, дата релиза и синопсис проекта.

Будьте готовы предоставить максимально подробную информацию по всем вышеуказанным пунктам, так как от этого зависит получение разрешения на использование, а также, что немаловажно, на стоимость лицензии.

После получения квоты важно отослать письмо, подтверждающее все пункты лицензии. Затем, когда оплата будет совершена, издатель или звукозаписывающая компания выдадут вам лицензию. На этом этапе вы можете попросить, чтобы издатель или записывающая компания дали вам полную информацию для финальных титров.

Полезные советы

Как уменьшить стоимость лицензии? Обязательно сообщите издателю, если фильм будет демонстрироваться только на фестивалях или является студенческой работой. Для подобных проектов часто устанавливают специальные расценки, которые намного ниже расценок для коммерческих проектов, предназначенных для показа в кинотеатрах, на платном телевидении или рассчитанных на другое коммерческое распространение. Многие создатели фильмов покупают фестивальные лицензии на музыку, используемую в независимом кино, выпускаемом для показа на фестивалях или специальных смотрах. Когда на фильм заключается дистрибьюторское соглашение, ответственность за повторное обсуждение окончательных лицензий коммерческого использования музыки ложится на дистрибьютора.

Взаимодействуя с издателями, выясните, какой долей издательских прав они владеют. Вам необходимо быть уверенным, что учтены все 100% изданий. Также мировые издательские права на некоторую музыку могут быть поделены: один издатель может владеть национальными правами, в то время как другой — зарубежными.

Если музыка была записана при участии музыкантов — членов профсоюза музыкантов, выплаты должны быть сделаны тем, кто непосредственно участвовал в записи (более подробную информацию можно получить в Американской федерации музыкантов (AFM)). В России пока подобной практики нет.


Теги: авторские права Музыкальный супервайзер смежные права



Показать все теги