КиноМузыка online | 18.04.2012 | Рубрика: NoTA BENE | Комментарии

123 года назад, 16 апреля 1889 года, в семье эстрадных актеров родился Чарльз Спенсер Чаплин младший, которому было суждено стать символом немого кино.

Маленький человек, неудачник, безмолвный бродяга в неподходящих по размеру башмаках с элегантной бамбуковой тростью стал не только знаменитым актером, режиссером и продюсером. Он писал музыку для кино.  

 

Для того чтобы проиллюстрировать композиторский талант человека-оркестра и таким образом отметить его день рождения, публикуем специальный материал о музыкальном творчестве великого комика. Наше исследование творчества Чаплина-композитора построено в форме вопросов и ответов, которые мог бы дать один из кинокритиков Голливуда Теодор Хафф, если бы у нас была такая возможность. Теодор Хафф — автор книги «Чарли Чаплин», вышедшей в издательстве Henry Schuman Inc. в Нью-Йорке в 1951 году.

КиноМузыка online: Первый звуковой фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» считается одной из лучших романтических комедий, а мелодии, звучавшие в картине, достойны того, чтобы войти в  любую музыкальную антологию лучших мелодий Голливуда. Как публика приняла работу Чаплина в качестве композитора фильма?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Титры «Огней большого города», в которых Чарли Чаплин значился как композитор, вызвали удивление и снисходительные улыбки. Многие решили, что Чаплин претендует на авторство всей музыки к фильму, хотя в картине много узнаваемых музыкальных цитат и есть целая тема слепой цветочницы («La Violetera»), написанная другим композитором – Хосе Падилья.

Но со временем Чаплина-композитора стали воспринимать всерьез – после выхода «Новых времен», «Великого диктатора» и «Месье Верду» (два последних фильма – звуковые с небольшими музыкальными интермедиями и «фоновой музыкой»). Окончательно отношение публики изменилось после выхода второй версии «Золотой лихорадки», музыку для которой полностью написал Чаплин. Зрители и критики заговорили о «чаплинском» звучании, хотя оркестровкой занимались другие люди.

КМО: Что Вы можете сказать о музыкальных стилях и предпочтениях Чарли Чаплина?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Его композиторские работы отличает выраженный индивидуальный стиль. Для музыки Чаплина характерны романтические вальсовые темы, сыгранные в ритме рубато, очень живые мелодии с ритмом две четверти – этакие «прогулочные» темы – и танго с тяжелыми сильными долями.

КМО: Очевидно, что музыка – важная составляющая общего замысла чаплинских картин.

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Подобные случаи в истории кино не единичны (возьмем хотя бы режиссерские и композиторские работы Дэвида Уорка Гриффита). Но, пожалуй, никто кроме Чаплина не умел одновременно писать сценарий, заниматься режиссурой, играть в фильме и писать для него музыку.  Кстати, Чаплин даже дирижировал оркестром на сессиях записи. Конечно, это тоже помогало создать приятный эффект цельности, отличающий его фильмы.

КМО: Приходилось ли гастролировать Чаплину-дирижеру?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Чаплин выступал на бенефисе в Нью-Йоркском «Ипподроме» (20 февраля 1916 года). Там Чарли дирижировал оркестром Сузы и сыграл композицию собственного сочинения «Патруль мира».  В том же году Чаплин публикует ноты двух своих песен: «О, эта виолончель!» и «Всегда есть кто-то, кого не забыть», написанных в период первой влюбленности.  

КМО: Выпуск саундтрека с музыкой к фильму — важное событие для любого композитора. Какие пластинки были выпущены с музыкой Чарли Чаплина?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): В двадцатые годы выходят пластинки с его песнями «С вами, дорогая, в Бомбее» и «Пой песню». Позднее обе вошли в звуковую версию «Золотой лихорадки». В 1940-е издается чаплинская песня «Падающая звезда», написанная на мелодию из «Великого диктатора». А вскоре еще и три композиции из фильма «Месье Верду»: «Парижский бульвар», «Горечь танго» и «Румба».  

КМО: Какое музыкальное образование было у Чарли Чаплина?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): У Чаплина не было музыкального образования, но кое-что «перешло по наследству» от отца, выступавшего в мюзик-холлах: врожденный слух, потрясающее чувство ритма, тяга к искусству, раннее приобщение к театральному миру, влюбленность в профессию. Если верить биографии Фреда Карно, юный Чаплин в перерывах между представлениями в театре частенько подбирал мелодии на старой виолончели. Получив постоянное место в труппе, и переехав вместе с ней в Калифорнию, он купил скрипку и пиликал на ней ночи напролет к огромному раздражению других актеров (все они жили вместе).

КМО: Какие особые требования у Чаплина — композитора были к музыке в кино?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Понимая важность музыкального сопровождения в немом кино, Чаплин требовал, чтобы музыка исполнялась в каждом кинотеатре именно так, как он задумал. Он лично составлял списки музыкальных номеров, которые рассылались бесплатно во все кинотеатры, купившие его фильмы. Такие списки существовали для фильмов Чаплина с 1921 по 1931 гг. (начиная с «Малыша» и заканчивая «Огнями большого города»). Позднее музыку стали записывать на пленку. Тогда же стало коммерчески выгодно резервировать права на «музыку и звуковые эффекты».

КМО: Расскажите подробнее о работе Чаплина над музыкой к фильму «Огни большого города»?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Чаплин поручил оркестровку своей великолепной музыки к «Огням» Артуру Джонстону и Альфреду Ньюману. Но сами мелодии (за исключением тех, что мы упоминали выше), написаны самим Чарли. Как минимум 20 номеров могли бы быть изданы как отдельные оригинальные произведения. В те годы в музыке для немого кино бытовала вагнерианская система лейтмотивов – каждому герою и каждой идее присваивалась узнаваемая тема. Всего в «Огнях большого города» звучат 95 композиций, не считая фрагментов, в которых музыкальный фон синхронизируется с действиями персонажей. Последний прием известен как «миккимаусинг», потому что впервые был использован в анимационных фильмах.

КМО: «Огни большого города» — один из ярких примеров единства выразительности немого фильма и говорящей музыки, дошедших до наших дней. Как построено музыкальное сопровождение к фильму?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Картину открывает торжественное вступление в исполнении труб, голос большого ночного города. Тот же трубный глас судьбы мы слышим позднее, в критические моменты. Например, когда Чарли лежит на боксерском ринге и над ним неумолимо считают до десяти. Та же идея враждебной стихии звучит в сценах ареста и тюремного заточения героя. Блеющий саксофон подражает торжественным речам «важных» персонажей. Эти резкие саксофонные интонации создают комический эффект, рисуют гротескные портреты героев.  Когда Чарли приказывают спуститься с памятника, мы слышим галопирующую мелодию в соль-минор. Она прекрасно вписывается в сцену, в которой герой карабкается по гигантским статуям. Затем Бродяга скитается по улицам города под элегантную, горько-сладкую мелодию для виолончели. Тема повторяется семь раз – каждый раз, когда в Чарли просыпается надежда. Иногда в сценах с Бродягой звучит главная тема цветочницы («Продавщица фиалок» Хосе Падилья) или отдельные фразы из нее. В такие моменты мы понимаем, что герой думает о девушке. У цветочницы еще есть две второстепенных темы: жалостливая мелодия для сцен в ее комнатке в трущобах и скрипичное каприччио для ее печального настроения.  

КМО: Для встречи Бродяги и эксцентричного миллионера Чаплин создал забавную пародию на оперную музыку?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Тема миллионера с самого начала звучит преувеличенно драматично и перерастает в театральное аджитато, когда он затягивает на шее петлю, намереваясь покончить с собой. Уговоры Чарли обыгрываются гротескным оперным речитативом. И совершенно особенный музыкальный прием используется в качестве аккомпанемента Чарли, когда он обещает, что «завтра снова запоют птицы». Бесконечно оптимистичная тема рассказывает нам об апрельских ливнях, о луче надежды, о том, что стоит оглянуться – и увидишь радугу. Отголоски этой темы слышны во многих ранних звуковых фильмах, особенно в саге об Але Джолсоне. В последующих сценах Бродяге достаточно молча показать на небо с уморительно-героическим видом, и музыка «произносит» то, что он хочет сказать.

КМО: Какие еще музыкальные темы есть в фильме?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Музыка «прожигателей жизни», гуляющих в ночном клубе, — горячая джазовая тема с продленными высокими нотами и подчеркнутым ритмом. В сцене вечеринки, где Бродяга глотает свисток, звучит румба. Когда миллионер просыпается с похмелья и обнаруживает в своей постели незнакомца, звучит отрывок из балета «Шехерезада»Римского-Корсакова. Причем этот отрывок играется в виде дуэта: в низком регистре для озадаченного миллионера и в высоком – для Бродяги. Очень похожим образом Чаплин использует чужие композиции «Я слышу твой зов», «Как я чахну» и другие в качестве комических комментариев.

КМО: Что Вы можете сказать о мелодиях любви, которыми украшен фильм?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): В фильме две любовные темы: легкий романтический вальс, сыгранный в очень свободном темпе рубато, и трагическая мелодия обреченной любви Бродяги. Последняя повторяется в трагических сценах. Ее неумолимое суровое звучание очень напоминает музыку Пуччини.

КМО: Какими инструментами пользовался Чаплин для того, чтобы подчеркнуть комичный образ главного героя?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Многие комичные моменты в жизни Бродяги сопровождает бойкая тема для фагота. Например, сцену с тележкой уборщика. Не менее забавно звучит танго в «боксерском» эпизоде. Впрочем, сам бой иллюстрирует лихорадочное тремоло, появляющееся и в других динамичных сценах.  

Нельзя отрицать, что одна-две композиции действительно вторичны. Например, короткая композиция для танца напоминает песню «Хочу быть счастливым». Знаменитый танец апачей – явная перифраза. Тема уродливого боксера немного напоминает «Замок для Джимми Валентайна». В сцене пробуждения города слышны аккорды Дебюсси, а в момент погони узнаются фрагменты «Венгерской рапсодии №2» в умной джазовой аранжировке. Но 87-минутный фильм включает 150 листов музыки, так что можно закрыть глаза на пару-другую заимствований.

КМО: Используются ли в фильме дополнительные звуковые эффекты?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Только в случае крайней необходимости: герой глотает свисток, звенит колокольчик, стреляют из револьвера. Падения и удары никак не выделяются звуком, нет никаких безвкусных шумов, характерных для более поздней озвучки немых фильмов (нездоровое влияние анимационной озвучки). Кроме того, не Чаплин отказывается от голоса, избегая художественной погрешности, типичной для «осовремененных» немых фильмов.

КМО: Бытует мнение, что немые фильмы демонстрировались под аккомпанемент дребезжащего пианино, по клавишам которого колотил малограмотный тапер. Как на самом деле было организовано музыкальное сопровождение в то время?  

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): С 1914 года в каждом городе с населением более пяти тысяч человек был оркестр минимум из трех музыкантов либо орган. Фильмы Гриффита и Фэрбенкса и особо масштабные картины других режиссеров («Крытый фургон», «Большой парад») показывали под аккомпанемент специально ангажированного странствующего оркестра. И списки композиций выверялись не менее тщательно, чем у Чарли Чаплина.

КМО: Что Вы можете сказать о композиторских работах Чаплина в кино?

Теодор Хафф («Чарли Чаплин»): Если судить по строгим музыкальным стандартам, работы Чаплина-композитора, возможно, не сравнятся с музыкой Вирджила Томпсона, Макса Штайнера, Жоржа Орика иУильяма Уолтона. Скажем, музыка Томпсона к «Реке» и «Луизианской истории» с тонкой аранжировкой фольклорных песен, намного утонченнее и интеллектуальнее. Но никто не умел лучше Чаплина показать с помощью музыки весь трагикомизм похождений придуманного им же Бродяги.

 

 

В качестве ответов на вопросы приведены цитаты из книги «Чарли Чаплин» (Глава 25 _ «Чаплин-композитор»_) Теодора Хаффа, опубликованной Henry Schuman Inc., Нью-Йорк, 1951.

Перевод на русский язык Екатерина Юрьева

 

 

© «КиноМузыка online», 2012

Источник: www.charliechaplin.com


Теги: Альфред Ньюман Артур Джонстон Вирджил Томпсон Джакомо Пуччини Дэвид Уорк Гриффит Жорж Орик Клод Дебюсси Макс Штайнер Николай Римский-Корсаков Уильям Уолтон Хосе Падилья Чарли Чаплин



Показать все теги