КиноМузыка online | 22.01.2012 | Рубрика: Технологии | Комментарии

Практически каждую неделю на рынке появляются новые библиотеки звуков и программное обеспечение. Большинство из них поражают воображение качеством звука и возможностями для творчества. Некоторые новинки стоят дорого (под дорогими мы понимаем библиотеки и софт ценой от 1 000 долларов), но есть и вполне доступные варианты.

Многие из нас давно софт-зависимы и рефлекторно делают стойку при виде новинки. Как же определить, когда и что покупать, а что можно проигнорировать?

Наверное, следовало бы исходить из своего бюджета, потребностей и творческих задач. Но в последнее время я нередко с удивлением наблюдаю, как люди просто бездумно достают кредитку, едва взглянув на новый софт. Даже те, кто не вполне может себе это позволить.

Библиотеки звуков и электронные инструменты делятся на две категории: одни призваны имитировать настоящие звуки и инструменты, для других имитация не является основной задачей.

Если вы пишете музыку для фильмов с серьезным бюджетом (как, например, делает Майкл Джаккино), то вам хватает средств на живой оркестр и вам не особенно нужна «чудесная новая библиотека струнных»,  дающая «едва ли не более реалистичное звучание», чем настоящие инструменты. Но скорее всего вам или вашим помощникам приходится делать midi-наброски и для вас важно даже на этом этапе добиться отличного звучания. Деньги для вас не проблема, так что вы решаетесь на покупку.

Очень востребованный кинокомпозитор Майкл Эндрюс («Приколисты», «Донни Дарко») рассказал мне, что задумывается о новой библиотеке только тогда, когда старые ресурсы перестают соответствовать его потребностям. Например, из-за новых системных требований. При покупке Майкл обращает внимание на то, насколько интересны новые звуки, будут ли они хорошо сочетаться с другими звуками из его арсенала. Новый софт, по мнению Эндрюса, должен быть интуитивно понятным. У Майкла нет времени на освоение сложных программ. Он также не одобряет библиотеки, предлагающие фантастические звуки, сделанные с помощью нескольких микрофонов. Для своих набросков Эндрюс берет простые, более «честные» звуки. Кстати, у него в студии собрана потрясающая коллекция винтажных клавиатур.

Если вы пишете для одного — двух сериалов (как, например, Джефф Кардони, автор музыки к сериалу «C.S.I.: Майами»), то в каждом новом сезоне требуются интересные треки, непохожие на предыдущие пятьдесят ваших работ. И, вероятно, вам нужны библиотеки, полные свежих звуков. Правда, Джефф говорит, что у него дела обстоят совсем не так. Кардони крайне редко приобретает новые библиотеки. Он предпочитает хорошо знакомые ресурсы, с которыми работает не первый год. Ему по-прежнему нравится играть со старыми звуками, перетасовывать их и создавать что-то новое. Джефф считает, что иногда новые библиотеки заменяют кое-кому нелегкий, но благодарный труд создания нового фирменного звука, отчего работы разных композиторов бывают похожи, как близнецы.

Что делать, если вы не относитесь ни к той, ни к другой категории композиторов? Если вы пишете в разных стилях и работаете (ищете работу) в различных сферах: на телевидении, в кино, в мире игр, трейлеров и т.д.? Когда у проекта хороший бюджет, новая библиотека может пригодиться для создания более удачных набросков. Если уже есть опыт работы с конкретным заказчиком, то мы представляем, насколько он разбирается в звуках и заметит ли он разницу. Это важный фактор в деле закупки новых звуков. При низком бюджете новая библиотека может дать необходимую реалистичность, а именно этого и хочет от нас заказчик, не способный оплатить оркестр. Так что в этом случае новая, более, на наш взгляд, удачная библиотека – не просто лакомый кусочек, но и предмет первой необходимости.

Я недавно беседовал с режиссером Деннисом Дуганом («Чак и Лари: Пожарная свадьба», «Не шутите с Zоханом!».  Мы обсудили вопрос качества midi-набросков с точки зрения режиссера. Я раньше слышал, что многие заказчики требуют от композиторов midi идеального качества, такого, что хоть прямо сразу ставь в фильм. При этом наличие живого оркестра не влияет на ситуацию. Другие заказчики только хотят получить общее представление и в целом полагаются на мнение композитора. Деннис сказал, что он – где-то посередине. Он не особенно музыкален и не очень понимает язык музыки. Так что для него важно, чтобы midi было максимально приближено к тому, что пойдет в запись. Но это не обязательно должно быть звездное midi. Просто достаточно хорошее, чтобы Деннис мог его понять и указать, что ему нравится, а что нет.

Я подозреваю, что большинство режиссеров придерживаются той же промежуточной позиции. И хорошо, если знаешь, чего хочет клиент (или потенциальный клиент). Если же речь идет об имитации оркестра вообще, без конкретики, и есть только одна попытка, то, наверное, есть повод задуматься о достойном качестве.

Еще один важнейший фактор – жанр фильма. Возможно, мне хочется писать для экшн или ужасов, попробовать себя в музыке к трейлерам или написать пафосную музыку для библиотеки… Но если мне предлагают только телевизионные комедии или странноватое независимое кино, то вряд ли есть смысл платить за богатую новую библиотеку или закупать хоровые песнопения на латыни. Масштаб саундтрека должен соответствовать масштабу фильма. Если мне поручают написать техно, лучше приобрести пару электронных синтезаторов, чем дорогую библиотеку струнных. Но если заказчик просит трейлер или мелодию для библиотеки, то мне предстоит сложная работа и вряд ли мне подойдут библиотеки-ветераны.

Так что все очень непросто… И нет однозначного ответа. Но я все же попробую кое-что обобщить. Когда у меня появляется хорошее предложение, я задаю себе несколько вопросов:

  1. Какой процент своего бюджета я могу потратить на новые ресурсы? Если еще нет твердой договоренности с заказчиком, не останусь ли я без копейки, когда заказ сорвется?
  2. Будет ли эффект от применения новых звуков заметен клиенту или только мне и моим коллегам? Если второе, то оправдает ли такой результат мои расходы? Наверное, да, если речь идет о 200 долларах, но ведь продукт может стоить и 1 200 долларов.
  3. Точно ли эти новые звуки и возможности помогут мне писать лучше?
  4. Сколько времени уйдет на освоение продукта? Смогу ли я быстро и без труда включить новые ресурсы в свой арсенал? Или придется отрывать время от других важных дел? А может быть, новый ресурс поможет мне в конечном итоге экономить время?

Итак, я делаю все возможное, чтобы угодить заказчику (потенциальному заказчику). Я хочу, чтобы он и впредь обращался ко мне. Поэтому я забываю о личных амбициях и мнении других композиторов, когда выбираю библиотеки и софт. Для меня важнее всего деньги и контакт с клиентом.

 

Джей Эшер

Перевод Екатерина Юрьева


Теги: Джефф Кардони Майкл Джаккино Майкл Эндрюс



Показать все теги